Наталья Кучеева
Проект «Игровая деятельность в экологическом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад комбинированного вида №23 «Малыш»
города Альметьевск»
«Игровая деятельность в экологическом воспитании»
Воспитатель Кучеева Наталья Витальевна
Этапы работы по проекту :
1. Подготовительный этап
1.1 Введение
1.2 Актуальность
1.3 Проблема
Публикация «Проект „Игровая деятельность в экологическом воспитании“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
1.4 Характеристика проекта :
1.1.1. Тип проекта
1.1.2. Вид проекта
1.1.3. Участники проекта
1.1.4 Срок реализации
1.1.5. Продукты проекта
1.5 Предполагаемые результаты
1.6 Цель проекта
1.7 Задачи проекта
2. Диагностический этап
2.1 Подготовка диагностического материала
2.2 Мониторинг психофизиологических возможностей воспитанников
3. Основной этап
3.1Проведение игровой деятельности познавательного цикла
3.2 Изготовление экологических игр
4. Заключительный этап
4.1 Анализ
4.2 Выставка экологических игр
5. Организовать родителей для помощи в изготовлении экологических игр.
Введение
С ранних лет своей жизни, ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям.
В дошкольном возрасте, формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая, как губка, ребенок получает знания от родителей, воспитателей детского сада, близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Актуальность
Экологическое воспитание детей дошкольного
возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Не стоит забывать об этом и как можно больше вниманию уделять решению поставленных задач, действуя слаженно. Самое главное, для чего нужно экологическое воспитание ребенку такого возраста – это своевременное формирование положительного личного мнения и любви к окружающей его живой природе. Так же, такое воспитание помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.
Проблема
Дети дошкольного возраста тяжело представляют усвоение правил поведения в природе, им сложно понять, что такое ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками.
Актуальность
Тип проекта : познавательно-игровой.
Вид проекта : исследовательский.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта : октябрь- январь (краткосрочный)
Продукты проекта : экологические игры, сделанные своими руками, выставки, фотографии.
Предполагаемые результаты
Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, будут особенно эффективны. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Полученные знания помогут в будущем быть экологически грамотными и разрешать экологические проблемы.
Цель проекта : повышение экологической культуры воспитанников через игровую деятельность.
Задачи проекта :
Образовательные: формировать знания детей о природе.
Развивающие: развивать познавательные интересы детей.
Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, дружеские отношения.
2. Диагностический этап.
2.1. Подготовка диагностического материала
Учебно-методическое:
-Игры эксперименты
-Дидактические игры
-Методические пособия «Занятия по экологическому воспитанию дошкольников»
2.2 Мониторинг психофизиологических возможностей воспитанников
-фонотека музыкальных произведений о временах года
-произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы
-Наборы картинок и иллюстраций по темам: «Животные», «Растения», «Деревья», «Травы», «Птицы», «Насекомые»
-Материал для экспериментирования (гуашь, кисти, мелки, карандаши, трафареты)
Побуждения:
- Проявляет интерес к окружающему миру
Знания и представления:
-знать 3-4 дерева,
-знать 2-3 птицы,
-различать 6-7 диких и домашних животных,
-называть несколько растений.
Умения, навыки:
-знает 3-4 дерева,
-знает 2-3 птицы,
-различает 6-7 диких и домашних животных,
-называет несколько растений.
3. Основной этап
3.1Проведение игровой деятельности познавательного цикла
Задачи:
1. Систематизировать и обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе
2. Развивать познавательные интересы по средствам игровой деятельности.
3. Стимулировать исследовательские действия с различным материалом и способам его использования для передачи особенностей предметов окружающего мира.
4. Воспитывать эстетический вкус детей к окружающему миру и природе.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру
6. Воспитывать дружеские отношения и навыки взаимодействия во время игры.
7. Создавать развивающую среду по данной тематике
8. Оформить выставку
9. Взаимодействие и сотрудничество детей, родителей и педагога
Цель: Организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Направление деятельности :
Форма организации: Познавательная
- Беседы с детьми
- Наблюдение.
- Слушание литературных и музыкальных произведений
-Создание проблемной ситуации.
Направление деятельности :
Форма организации: Практико-ориентированная
- Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, игры на воображение, ассоциацию) по формированию экологической культуры :
№ Мероприятия проекта Цели и задачи
1 Игра «Чей домик» Формировать представление детей о ареалах обитания животных и птиц.
2 Игра «Кто чей малыш» Закреплять знания детей о разнообразии домашних и диких животных и их детенышах
3 Игра «Парочки» Умение сопоставлять, находить сходства и различия
4 Игра «Какой цветок пропал» Умение замечать изменение параметров исходного образца
5 Игра «Звери, птицы, рыбы» Развитие внимания и памяти
6 Игра «Вершки - корешки» Развитие знаний детей об особенностях произрастания овощей
7 Игра «Цепочка питания» (игра сделанная своими руками) Закреплять знания детей об особенностях питания животных и птиц
8 Домино «Полевые и садовые цветы» (игра сделанная своими руками) Умение находить отличительные свойства по характерным особенностям
9 Игра «Найди пару» (игра сделанная своими руками) Умение находить сходства по отличительным особенностям
Изготовление экологических игр
- подбора материалов
- работа с родителями
- методические рекомендации
4. Заключительный этап.
В заключительном этапе проводилось обобщение результатов полученных в результате игровой деятельности, выставка игр изготовленных своими руками, выставка детского творчества.
Важным аспектом проекта было вовлечение родителей в процесс закрепления знаний об экологическом воспитании, а так же совместной деятельности родителей, детей и педагога. Ведь для ребенка очень важен момент совместного время проведения с родителями, изготовление игр своими руками как нельзя лучше подходит для совместных знаний и формирований экологических представлений.
Вывод
На основании результатов мониторинга можно сделать следующей вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к окружающему миру значительно вырос. Дети стали различать растения, животных, птиц.
Данный проект подтвердил, что игровая деятельность создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения детей.
Игра это ведущая деятельность детей в период дошкольного
детства так, как она обогащает и развивает личность.
Список использованной литературы
1. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
2. Н. А. рыжова «Не просто сказки» - экологические рассказы, сказки и праздники.
3. Библиотека НЭО «Экологические игры» №5(15, 2009.
4. Библиотека НЭО «Роль педагога в экологическом воспитании детей» №6, 2008
5. Библиотека НЭО «Современные дети, их родители и природа»
6. Библиотека НЭО «Комнатное цветоводство в экологическом воспитании» №7, 2008
7. Библиотека НЭО «Экологические программы : воспитание, образование, охрана природы.
8. Справочник старшего воспитателя №6, июнь/2013