Татьяна Горзина
Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
1.1. Актуальность
Актуальность проблемы обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Мы живем в эпоху контрастов. С одной стороны – мощное развитие техники и промышленности, ведущее к росту благосостояния и достижению высокого уровня цивилизации. С другой загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и даже вымирание некоторых видов животных и растений.
Публикация «Проект „Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизация» всех областей знаний, всех сфер человеческой деятельности. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно поэтому актуальна проблема непрерывного экологического образования и воспитания, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающий успех этой работы, является понимание психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Актуальной задачей нашей работы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста является поиск эффективных средств для формирования экологических знаний в процессе ухода за комнатными растениями. Таким образом, можно сделать вывод, умение ухаживать за комнатными растениями является одним из показателей экологических знаний младших дошкольников. Приобщая ребенка к миру комнатных растений, он постигает тайны жизни и узнает новые формы ее проявления. Научившись понимать состояние растения, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, очищая цветы от пыли сначала вместе с взрослым, а затем и самостоятельно, ребенок научится ухаживать за своими «зелеными друзьями».
В группе для этого созданы условия, способствующие развитию умений и навыков по уходу за комнатными растениями :
- организация предметно-развивающей среды - уголка природы, наполнение комнатными растениями, с которыми ребенок знакомится в 1 младшей группе, дают возможность получить экологические знания в процессе ухода за ними;
- насыщение дидактическими играми, настольно-печатными играми по ознакомлению детей с комнатными растениями и уходу за ними. В блоке совместной деятельности педагога с детьми происходит закрепление тех умений, которыми он овладел ранее;
- использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
- совместная деятельность педагога и родителей. Совместными усилиями взрослые помогут в овладении детьми экологических знаний о растениях, уходе за ними.
1.2. Анализ ситуации
В МБДОУ «Детский сад №130» общеобразовательного вида функционирует 12 групп.
Работа по формированию экологических знаний младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями решается через организацию предметно-развивающей среды и ведется совместно с сотрудниками детского сада, родителями младших дошкольников.
Группу «Полянка» посещают 23 ребенка.
Для организации совместной деятельности педагога с детьми имеется уголок природы с необходимым набором комнатных растений, с которыми знакомят детей 1 младшей группы : бегония, фикус, хлорофитум, бальзамин,
кливия, набор дидактических и настольно-печатных игр по формированию экологических знаний и ухода за ними.
В родительском уголке систематически помещается и обновляется наглядно-агитационный материал по вопросам формирования экологических знаний в процессе ухода за комнатными растениями, функционирует библиотека для взрослых.
1.3. Проблема
У детей недостаточный уровень формирования экологических знаний о комнатных растениях. Наблюдается, что дети 1 младшей группы не владеют знаниями в различении и назывании комнатных растений, а также не знают и не владеют способами ухода за ними.
Недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и способах ухода за ними затрудняет процесс формирования экологических знаний
2. Основная часть
2.1. Цель проекта :
Создание педагогической ситуации, в процессе которой будет происходить повышение уровня экологических знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними, а также через обогащение предметно-развивающей среды: экологизацию объектов в ней - комнатных растений, изучаемых в 1 младшей группе, оснащение оборудованием по уходу за комнатными растениями, насыщение предметной среды: дидактическими и настольно – печатными играми по формированию экологических знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними.
2.2. Задачи проекта
- Разработать перспективный план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с комнатными растениями и
выработке умений по уходу за ними;
-пополнить уголок природы комнатными растениями, с которыми знакомят детей 1 младшей группы;
-оснастить уголок природы оборудованием, необходимым по уходу за комнатными растениями;
-пополнить уголок природы дидактическими и настольно-печатными играми по формированию экологических знаний о комнатных растениях и ухода за ними у младших дошкольников;
-повышать уровень знаний родителей по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста путем ознакомления с комнатными растениями и уходу за ними.
2.3. Ожидаемые результаты
Мы предложили к концу года получить следующие результаты:
От детей От педагогов От родителей
обогатить знания детей о комнатных растениях
(называть, находить по описанию, различать
среди других комнатных
растений, изучаемых в1младшей группе;
-ознакомить детей
со способами и методами
ухода за комнатными растениями;
-создать условия
для реализации знаний о комнатных растениях и
ухода за ними
(использовать инвентарь
по уходу за растениями,
закрепление
знаний о комнатных
растениях и ухода за ними
в дидактических и
настольно-печатных
играх);
-приобщение детей
к уходу за комнатными
растениями.
-овладеть навыками
-повышение профессионального
мастерства;
-внедрение системы
работы по формированию экологических знаний у
младших дошкольников
в процессе ухода за ними;
-распространение педагогического опыта
по повышению уровня экологических знаний у младших дошкольников
в процессе ухода
за комнатными растениями. -обогащение уровня педагогичеких знаний родителей по
экологическому
воспитанию младших дошкольников в
процессе ознакомления
с комнатными растениями
и ухода за ними;
-активное вовлечение родителей по оснащению уголка природы
комнатными растениями,
изучаемыми в
1младшей группе
детского сада;
-участие родителей в обогащении уголка
природы дидактическими
и настольно-печатными
играми по
формированию
экологических знаний
о комнатных растениях
и ухода за ними;
-через систему
домашних заданий стимулирование
активности родителей
в организации уголка
природы – комнатных
растений и
в в домашних условиях.
2.4. План реализации проекта
1 этап - подготовительный
2 этап - деятельностный
3 этап - оценочный
2.5. Мониторинг результатов
Цель: отслеживание результатов проекта по всем направлениям
3. Заключение.
Выводы:
Для изучения уровня сформированности экологических знаний у младших дошкольников в процессе ознакомления с комнатными растениями и ухода за ними были использованы методики:
1)диагностика (исходя из программных задач по экологическому воспитанию младших дошкольников С. Н. Николаевой) сформированности экологических знаний о комнатных растениях и уходу за ними у детей 1 младшей группы.
Результаты диагностики на начальном этапе по выявлению уровня сформированности экологических знаний о комнатных растениях и ухода за ними в совместной деятельности показали, что не все дети знают и называют комнатные растения, с которыми знакомят в 1 младшей группе (бальзамин, фикус, кливия, бегония, хлорофитум) и владеют способами ухода за ними.
Детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний о комнатных растениях и ухода за ними в данной группе совсем не оказалось.
Воспитанники со средним уровнем вели себя более уверенно. Они называли и различали такие комнатные растения как бальзамин, фикус, бегония. Знали, что их нужно поливать, а то они засохнут. А некоторые из детей даже добавляли, что их нужно опрыскивать, а то они могут быть грязными. Дети данного уровня легко называли части комнатного растения : называли и различали лист и цветок, но затруднялись показать стебель. Таких детей в группе оказалось - 39%.
Испытуемые с низким уровнем не могли ни назвать, ни различать ни одного комнатного растения. Дети данного уровня в назывании и различении частей комнатного растения показывали всё растение, когда их просили показать лист или цветок, а что такое стебель они вообще не знают. Дети владели знаниями : комнатное растение обязательно нужно поливать, потому что они хотят «пить» тоже как люди. Таких детей в группе оказалось большинство - 61%.
По результатам диагностирования большинство детей в группе владеют недостаточными знаниями о комнатных растений и знают лишь только одно, что их нужно поливать. Недостаточные знания в области строения комнатного растения (не все испытуемые знают где стебель, где цветок, а где лист, даже теряются в ответах).
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня сформированности экологических знаний в процессе ухода за ними у детей 1 младшей группы.
После реализации программы проекта нами были использованы те же диагностики, что и в начале работы.
Данные об уровне сформированности экологических знаний в процессе ухода за ними представлены в таблице 1.