Вера Спиридонова
Влияние инновационной программы экологического образования на познавательное развитие детей
▼ Скачать +Заказ
В последние годы идет целенаправленный процесс обновления содержания, форм и методов экологического образования.
Появился целый ряд новых образовательных программ и технологий, в том числе и специализированные программы экологического образования детей. К таковым относятся программы : «Наш дом – природа» (автор Н. А. Рыжова, «Юный эколог» (автор С. Н. Николаева, «Мы» (автор Н. Н. Кондратьева, «Паутинка» (автор Ж. Л. Васякина-Новикова, «Планета – наш дом» (авторы И. Г. Белавина, Н. Г. Найденова, «Семицветик» (авторы В. И. и С. Г. Ашиковы, «Живая экология : программа экологического образования дошкольников» (автор А. И. Иванова). Реализуется педагогическая технология «Детский сад – дом радости» (автор Н. А. Крылова). В комплексных программах «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и др. так же отражены проблемы экологического образования детей дошкольного возраста.
Публикация «Влияние инновационной программы экологического образования на познавательное развитие детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Методическое обеспечение программ имеет разную степень развернутости и поэтому педагогам иногда сложно разобраться в их многообразии.
Экологическое воспитание это тот фокус. В котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое. Трудовое, физическое.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей. Так же актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное, социальное и культурное окружение.
Прежние программы воспитательно-образовательной работы были нацелены на знакомства детей с природой. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе. Стремление ее завоевать, покорить, повернуть реки вспять, осушить болота, улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитать по новому.
Главная цель экологического образования – это формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в относительной гармонии с природой, видеть мир как единое целое.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучит инновационные программы экологического образования. Изучить передовой опыт работы педагогов, применяющих инновационные программы экологического образования.
2. Определить место экологических занятий в педагогическом процессе.
3. Повысить качество экологического образования.
4. Побудить интерес к экологии у детей и родителей.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходим переход к новому типу связи общества и природы – научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Такой переход возможен при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека и природы. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относится к природе.
Инновационные программы по экологическому воспитанию предлагают принципиально новый подход в ознакомлении детей с природой. Они направлены на становление нового мировоззрения у детей, нового взгляда на место человека в мире природы, на его место на земле. Для экологического образования важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и окружающей средой. На практике это выглядит так:
При ознакомлении детей с природой, например, по теме «Деревья», я вела детей на экскурсию, показывала деревья, рассказывала как они называются, предлагала обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарника? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета, формы листья? Какими они станут осенью?
Применяя новые технологии экологического образования изменяю характер обсуждения темы «Деревья». Обращаю внимание детей на те условия, без которых дерево (например, береза) не может прожить, на ее связь с окружающей средой, с птицами, насекомыми, людьми. Например: березе нужна почва – она держит ее корни, которые всасывают из земли влагу, нужен воздух – листья дышат, нужен дождь – без воды нет жизни на земле, ветер – он разносит семена, солнце – источник тепла и света – необходимое условие для роста и развития растений. Также обсуждаем какую пользу приносят деревья людям, как следует к ним относится. Что будет, если исчезнут деревья? Что мы можем сделать, чтоб сохранить и приумножить богатства природы и т. д.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры личности, что является частью экологической культуры. Поэтому, мы должны воспитать человека с новым формированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Применяя передовой опыт и новые технологии, я создала в группе предметно развивающую экологическую среду, что является важным условием решения задач экологического образования. Разместила комнатные растения с разными типами стеблей, с разными листьями. Составила паспорт комнатных растений, чтобы дети сами могли определить какое растение где разместить и какой уход оказать, какое растение в какой помощи нуждается.
Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности, поэтому в уголке природы разместила лабораторный материал и оборудование (посуду для переливания и измерения жидкости, лупы; образцы песка, глины, почвы и пр.)
В качестве лабораторной посуды используем стаканчики из под йогурта, пластиковые бутылки, воронки. Используя эти материалы, обращаю внимание детей на вторичное использование материала, который в огромном количестве выбрасывается и загрязняет окружающую среду. А при сжигании пластиковой тары в атмосферу выбрасываются вредные ядовитые вещества. Это очень важный воспитательный момент.
Большое внимание уделяю опытам и наблюдениям, где дети учатся размышлять, отстаивать свое мнение, делать выводы, обобщать результаты опытов.
Используя результаты исследовательской работы с практическим опытом и знаниями детей, подвожу их к пониманию природных закономерностей основ экологически грамотного поведения в окружающей среде. Например: провели опыт с почвой. Выяснили, что в рыхлой почве больше воздуха, а в уплотненной меньше. Комочки земли с грядки и тропинки бросали в емкость с водой и смотрели, в какой емкости выделилось больше пузырьков воздуха.
Задаю детям вопросы:
- почему под тропинкой меньше воздуха?
- где подземным обитателям легче дышать?
- что произойдет с подземными жителями, если люди в парке, в лесу будут ходить не по тропинкам, а где им захочется?
Дети приходят к выводу, что земля под тропинкой, под тяжестью нашего тела сжимается, уплотняется, воздух из нее «уходит», вытесняется. А без воздуха подземным жителям приходится не легко. Надо ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и даже жизнь многих подземных обитателей.
Таким образом, применение инновационных программ экологического образования способствует усвоению дошкольниками содержания знаний, отражающих экологические закономерности природы, - обеспечивает развитие у детей осознанно-правильного отношения к миру природы, повышает экологическую воспитанность детей, формирует у них начало экологической культуры, способствует многогранному всестороннему развитию детей.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.