Оксана Жданова
Логопедический проект «Чтобы лучше говорить — надо с пальчиками дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
“Чтобы лучше говорить –
надо с пальчиками дружить”
Выполнила учитель-логопед
МБДОУ д/с
комбинированного вида
г. Лебедянь
Жданова О. А.
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Н. А.
Бернштейн.
Паспорт проекта.
Вид проекта : творческо-информационный.
Публикация «Логопедический проект „Чтобы лучше говорить — надо с пальчиками дружить“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта : дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: познавательно - речевое развитие ребенка, физическое развитие ребенка.
Актуальность темы:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Цель проекта :
- Создать условия для развития мелкой моторики;
-Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.
Задачи проекта :
1. Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
2. Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития мелкой моторики.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего возраста посредством дидактических игр, игрушек, нетрадиционных приемов.
4. Развивать тактильную чувствительность рук детей, графические навыки, подготовить руки к письму.
5. Систематизировать знания педагогов, родителей по развитию мелкой моторики рук.
Предполагаемый результат:
1. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
2. Развитие мелкой моторики, как способ, коррекции речи детей.
Продукт проектной деятельности :
1. оформление стенда с фотографиями на тему ” Ловкие пальчики”.
2. презентация проекта на итоговом педагогическом совете ДОУ.
Реализация проекта проходила в три этапа:
I этап - подготовительный (сентябрь)
1. Изучение:
-научно-методической литературы по теме проекта;
- понятий, касающихся темы проекта;
2. Подбор диагностического материала;
3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
4. Создание предметно-развивающей среды;
II этап – основной (октябрь – май)
Работа выстраивалась в трех направлениях:
1. В совместной деятельности педагога и детей;
В логопедическом кабинете создана все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры.
Мероприятия:
- использование на логопедических занятиях прищепок, пробок, мячей, пуговиц, шнурков, счетных палочек,
- рисование на песке;
- использование биоэнергопластики,
- использование нетрадиционных форм (горох, рис, рисование на манке, грецкие орехи, макароны, бусинки, шишки, проволока);
- использование пальчиковой гимнастики, логоритмики, штриховка предметов, обведение трафаретов, графический диктант, рисование по контору, точкам, клеточкам.
3. С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед.
Мероприятия:
№ Содержание мероприятий
1. “Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей”. (консультация) (сентябрь)
2. “Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных приемов”. (мастер – класс) (октябрь)
3. “Графический диктант-как способ подготовки руки к письму”. (семинар – практикум) (ноябрь)
4. “Использование биоэнергопластики на занятиях”. (консультация) (декабрь)
5. “Игры с песком”. (мастер-класс (январь)
6. “Оригинальные пальчиковые игры”. (консультация) (февраль)
7. “Пальчиковые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста” (папка-передвижка) (март)
8. “Самомассаж и массаж пальцев рук”. (семинар-практикум) (апрель)
9. “Как развивать мелкую моторику рук на занятиях по продуктивной деятельности”. (консультация). (май)
4. С родителями – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, родительских собраний;
Мероприятия:
№ Содержание мероприятий
1. “Чтобы лучше говорить-надо с пальцами дружить”. (родительское собрание) (сентябрь)
2. “Развиваем моторику рук”. (всеобуч) (октябрь)
3. “Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи”. (консультация) (ноябрь)
4. “Игры с крупами, как средство автоматизации звуков”. (семинар-практикум) (декабрь)
5. “Развитие графaмоторных навыков”. (консультация) (январь)
6. “Сделай букву сам”. (выставка поделок из различного материала) (февраль)
7. “Мифы и факты о влиянии мелкой моторики пальцев рук на речь детей”. (консультация) (март)
8. “Пальчиковые игры на кухне”. (папка-передвижка) (апрель)
9. “Ловкие пальчики”. (оформление фотовыставки) (май)
III этап – заключительный (май)
- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
Карта обследования мелкой моторики детей
Логопункт МБДОУ д/с № 4
___
ДИАГНОСТИКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ
группы № ___
«___» ___ 200___ г.
Условные обозначения:
«+» - задание выполнено правильно;
«–» - задание выполнено неверно;
«» - неустойчивое выполнение задания. Примечание.
При подсчете баллов за единицу принимается только знак «+», неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.
Характеристика групп:
Группа В - дети, набравшие 10 - 15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.
Группа С – дети, набравшие 13 – 12 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.
Группа Н – дети, набравшие 11 – 9 баллов. Мелкая моторика развита плохо.
Группа Ой - дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы.
Обследование проводилось как вначале, так и в конце учебного года.
2. Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, ФФНР.
5. Презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
6. Оформление стенда с фотографиями для родителей и педагогов ДОУ на тему: ”Ловкие пальчики”.
7. Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Реализация поставленных задач осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, на которых используется как традиционная, так и нетрадиционная форма работы.
Карту диагностики мелкой моторики рук можно найти в книге Ивановой Ю. Г. "Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы".