Снеткова Марина Андреевна
Проект «Мы живём в Карелии»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : фольклорный, познавательный, нравстенно-патриотический, развивающий, краткосрочный (с 17.10 – 21.11.2022г).
Участники проекта : музыкальный руководитель Снеткова Марина Андреевна, дети подготовительной группы «Радость», воспитатель : Догодькина Марина Федоровна.
Срок реализации: с 17.10-21.11.2022г.
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром-
В прошлом, будущем и настоящем»
В. Высоцкий
Публикация «Проект „Мы живём в Карелии“» размещена в разделах
Актуальность создания проекта заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.
Формирование у дошкольников певческих навыков, музыкально-ритмических движений, эстетического вкуса средствами народного искусства является актуальным и по той причине, что тема менее изучена.
Цель проекта :
Приобщение детей к истокам национальной культуры и быта народов Республики Карелии.
Сохранение и развитие музыкальной народной карельской культуры через подготовку и проведение развлечения «Карельские гулянья», создание радостного настроения, положительных эмоций.
Задачи:
- Развитие коммуникативность детей через народные традиции, так как фольклор – источник познавательного и нравственно – патриотического развития детей
-Знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале (игры, сказки, песни, пляски, костюмы и т. д.)
-Воспитание эмоциональной отзывчивости к народной карельской музыке.
- Развитие понимания и умения ценить народное карельское творчество.
-Установление взаимосвязи музыки с другими видами деятельности.
-Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков посредством сказок, игр, произведений народного искусства.
-Развитие художественно – творческой активности детей, создание ими собственных творческих композиций.
-Формирование у детей самостоятельности, инициативности, раскрепощенности.
Формы реализации проекта :
-чтение Карельских сказок в группе.
-проведение тематических занятий по краеведению в группах.
- знакомство с песенным репертуаром на музыкальных занятиях.
- Карельские игры и танцы.
- Сотрудничество с МАУК «Импульс» (тематическая экскурсия в «Музей сельского быта».
Ресурсное обеспечение реализации проекта :
Музыкальный центр
Музыкальный материал (нотные сборники)
Сборники карельских игр и сказок.
Фонограммы
Этапы реализации проекта :
1-й этап: подготовительный (с 17.10 – 21.10.22г.) – сбор информации, материала.
2-й этап: практический (с 24.10 – 21.11.22г) – проведение занятий, слушание и разучивание народных песен, карельских народных танцев и хороводов, карельских сказок и потешек с детьми.
3-й этап: заключительный(22.11.22г.) – Развлечение «Карельские гулянья».
Формы реализации проекта :
-знакомство с творчеством народных коллективов республики Карелии (видео).
- Знакомство с народными карельскими играми, разучивание Карельских игр с музыкальным сопровождением, используя сборники Х. Мальми «Маленький хоровод» и В. Мальми «Народные игры Карелии».
Отдельно хочется остановиться на творчестве музыкального руководителя Клары Макаровой. Она живет в Карелии, и поэтому является современным детским карельским композитором. Коллектив детского сада любит её песни из сборников «Ромашка», «Солнышко», «Песни для мальчиков», всегда ждем её новых песен. Дети с удовольствием поют эти песни с музыкальным сопровождением (фортепьяно).
Развивающая среда:
- групповой уголок по теме «Мы в Карелии живем»,
- книги с карельскими сказками и потешками в книжном уголке,
- методическая литература по карельским народным праздникам,
- аудиозаписи «Коски», «Мюллярит», К. Макаровой.
- фотоальбомы «Карельские костюмы», «Карельская изба», «Природа Карелии», «Птицы Карелии».
Методы и приемы:
В своей работе мы применяем традиции свойственные только карельскому народу :
- коммуникативность (вовлечение в процесс большего количества детей,это когда начинает танцевать или играть один человек, по ходу действия к нему присоединяется второй и т. д.
- парный сольный танец. Когда юноша подряд танцует со всеми присутствующими девушками. Девушки сидят и ждут своей очереди, либо стоят в кругу и выполняют определенные движения.
- использование отдельных карельских и финских слов,
- импровизация.
Выводы и результаты:
Дети усвоили знания, полученные в процессе подготовки к развлечению «Карельские гулянья». Они знают сказки, игры, костюмы, пляски, песни, инструменты карельского народа. Знакомы с народными карельскими музыкальными коллективами: «Коски», «Мюллярит», «Круги», «Родничок», «Кантеле», «Кижи».
У детей появился устойчивый интерес к жизни своих предков, к их быту, укладу жизни. Дети с интересом научились составлять и рассматривали свои генеалогические древа.
Систематизация и накопление материалов : конспекты занятий, сценарии праздников, дидактические игры, анкеты, презентации, фотоматериалы, выставки детских работ, костюмов, пополнение среды мини-музея «Карельская изба».
В будущем продолжим работу по поддержанию у детей интереса к изучению родного края, по выбору новых интересных тем для проведения карельских праздников.
Работа с родителями: Привлечь родителей к оформлению уголка «Наш дом - Карелия»;
Оформление папок – передвижек «Люби и знай родной свой край.
Литература:
1.«Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Мозаика-синтез», Москва, 2005 г.
2.«Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина ООО «Гном-пресс», Москва, 2000 г.
3.«Русский детский фольклор Карелии» С. М. Лойтер. Петрозаводск «Карелия», 1991 г.
4.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» А. В. Орлова. Владимир, 1995 г.
5.«Маленький хоровод» Х. Мальми. Петрозаводск «Карелия», 1990 г.
6.«Народные игры Карелии» В. Мальми. Петрозаводск «Карелия», 1991 г.
План работы по проекту :
1 неделя (17.10 – 21.10.22г) - сбор информации, материала.
2 неделя (24.10 – 28.10.22г) – Развитие речи: Знакомство с карельским фольклором : - Беседы о животном и растительном мире Карелии; - Чтение сказок «Как мужики в город съездили», «Как один парень царя проучил», «Лапоток», «Ольховая чурка», «Черная уточка», «Красавица Насто», «Зять Хома», «Сума, дай ума!»; - Чтение и разучивание карельских потешек «Ранним утром пастушок», «Гуси», «Ахти- ахти, ахтюшки, разболелся зуб у Настюшки», «Мишка, мишка, где штанишки?», «Зайка- зайка, белый хвост, где ты был?» и считалок «Тара-бара, домой пора», «Чья копна?», «Подогрела чайка чайник», «Все говорят – сарафаны делят»; - Слушание народных песен «Во поле березка стояла», «Соловьем залетным», «Возле речки, возле моста», «Две тетери», «Козлик», «Ворон», «Журавли»; - Разучивание карельских народных танцев и хороводов; - Разучивание карельских народных игр «Сеть да рыба», «Пошла мама на базар», «Петухи», «Гули-гули раз», «Сиди, сиди, Яша!», «Заяц и волк», «Картошечка в горшочке», «Жмурки».
3 неделя (31.10 – 03.11.22г) – Художественно-эстетическое развитие: - Лепка «Калитки», Рисование «Природа Карелии». - Разучивание карельских народных танцев и хороводов;
4 неделя (07.11 – 11.11.22г.) – Познавательное и социально коммуникативное развитие: - Экскурсия в «Музей сельского быта» МАУК «Импульс» (Знакомство с карельским народным костюмом,
- Праздник урожая Кегри (ДК с. Хелюля МАУК «Импульс»);
- Мини-музей «Карельская изба» (Убранство карельской избы и предметов старины).
5 неделя (14.11 – 18.11.22г.) – Познавательное, социально коммуникативное, физическое развитие:
- «Мастер класс по плетению поясков» (Догодькина М. Ф.);
- Мастер класс по изготовлению «Кукол – пеленашек» (Снеткова М. А.);
- Спортивное развлечение «Карельские игрища» (Снеткова М. А.).
22.11.22г. Развлечение «Карельские гулянья».