Галина Никулкина
Проект во второй младшей группе «Мы живем в России»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Степашка»
Познавательный проект
Во 2 младшей группе
Тема: «Мы живем в России»
Воспитатели второй младшей группы :
Никулкина Г. В
Данькова Н. Н.
Новороманово 2021 г
Вид проекта : долгосрочный, групповой, творческий, познавательный.
Участники проекта : дети, педагог, родители.
Сроки реализации: октябрь – май.
Публикация «Проект во второй младшей группе „Мы живем в России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта : Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. И, конечно, знакомство это следует начинать с младшего дошкольного возраста. Для младшего дошкольника характерен естественный интерес ко всему, что им неизвестно, т. е. ко всему. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о городе, воспитывая любовь не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному городу. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города надо его хорошо знать. События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей
Цель проекта
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности
Задачи:
• Образовательные: -продолжать знакомить детей с родным городом, основными достопримечательностями;
• -сформировать умение называть родной город; побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни;
• -познакомить детей с флагом России, дать представление о российском триколоре.
• - обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края (кустарники, деревья, животные).
• - продолжать знакомить детей с народными игрушками, выделять особенности внешнего вида, замечать яркость цветовых образов.
• - познакомить детей с женским русским костюмом (рубашка, сарафан, кокошник).
• Развивающие: -развивать внимание, память, мышление, наблюдательность;
• -продолжать расширять и активизировать словарный запас по данной теме («город», «улица», «Россия», «Родина», «флаг», «Березовая роща», «Матрешки», «Кокошник», и т. д.)
• Воспитательные: -воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное и гордиться.
Методы работы: наглядные, словесные, практические.
Приемы работы: показ, разъяснения, объяснение, рассказ, рассматривание.
Принципы работы: научность, доступность, систематичность, наглядность.
Формы и методы работы:
с детьми: беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, иллюстраций; выставки детских работ заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность;
с родителями: беседы, консультации; анкетирование; дни открытых дверей; фотоконкурсы; праздники.
• Папка – передвижка для родителей «Россия –родина моя».
• Родительское собрание «Особенности социально – нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста».
• Оформление патриотического уголка в группе детского сада совместно с родителями.
• Совместная деятельность педагогов и детей.
• Беседы с детьми.
• Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
• Создание игровых ситуаций.
• Организованная образовательная деятельность.
• Чтение художественной литературы.
• Оформление альбомов, выставок.
• наблюдения на прогулке.
Новизна заключается в том, что будет использована поисково– исследовательская деятельность детей совместно с родителями, которые станут активными участниками данного проекта
Предполагаемый результат:
• Расширятся знания и представления о родном крае,об обычаях,культуре.
• Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
• Дети будут с уважением относиться к труду взрослых. Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к своей стране.
• Дети имеют представление о городе, в котором они живут.
• Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
• Испытывают чувства гордости за свой край, город.
• Проявляют интереса к родному краю, городу, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
• Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в России и семье.
• Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры страны, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
Перечень мероприятий проекта
1-й этап – подготовительный
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта.
• подготовка информационного пространства (консультации для родителей, анкетирование родителей) ;
• сбор дидактического и наглядного материала по теме проекта;
• изготовление картотеки дидактических игр, альбомов;
• разработка стратегии реализации проекта.
• Составление лэпбука «Мы-Россияне».
2-й этап – основной
Система работы по патриотическому воспитанию Дошкольников.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большое внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
• Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
• «Вместе дружная семья»
• «Детский сад»,
• «Труд взрослых»,
• «Родное село»,
• «Родная страна».
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
специально организованные занятия,
беседы,
наблюдение,
чтение художественной литературы,
сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,
тематические праздники,
целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов,
взаимодействие с социумом и др.
3-й этап – рефлексивный
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
Осуществление мероприятий позволит достичь следующих результатов:
. • Улучшение показателей сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста
• Планирование работы на следующий год по нравственно-патриотическому воспитанию детей;
• Разработаны игры, пособия, подобран материал для реализации данного проекта.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 младшая группа
Месяц Неделя Тема
Октябрь 1 неделя Беседа
Консультация для родителей «С чего начинается Родина»
«Вырастить патриота»
2 неделя Беседа
Коммуникативная игра «Здравствуйте» «Село в котором я живу».
3 неделя НОД «Времена года»
4 неделя Игра-путешествие
«Наша Родина»
Ноябрь 1 неделя Просмотр слайдов «Какие народы живут в России»
2 неделя Рассматривание иллюстраций (фотографий)
Сюжетно-ролевая игра «Дочки –матери»
3неделя Беседа «Русский народный костюм»
4 неделя Рисование Праздничный народный костюм
Декабрь 1 неделя «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» «Знакомство с печкой, чугуном и т. д.)
2 неделя Посещение избы «Знакомство с колыбельными» с (люлькой)
Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала».
3 неделя Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»
4 неделя Новогоднее представление
Январь 2 неделя «Пришла коляда –отворяй ворота» Знакомство с Рождеством
3 неделя Русские народные песенки «Петушек», «Ладушки»
4 неделя Русская плясовая «Пойду ль, выйду ль я»
Февраль 1 неделя Хозяйкины помощники
Знакомство с предметами быта (коромысло,
стиральная доска и т. д.)
2 неделя Сундучок загадок Загадки
3 неделя «Трень-брень гусельки» Знакомство с гуслями
4 неделя «Широкая масленица» Знакомство с Масленицей
Март 1 неделя Беседа о маме Моя любимая мама
2 неделя «Приди весна с радостью» Заучивание заклички «Весна, весна красная»
3 неделя Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»
4 неделя Аппликация «Салфетка»
Апрель 1 неделя Русская народная игра «Каравай»
2 неделя Знакомство с народными промыслами Рисование матрешки
3 неделя Развлечение «День земли»
4 неделя Русская народная игра «Карусель»
Май 1 неделя Рассматривание предметов народно-прикладного искусства
Лепка «Чашки»
2 неделя Целевая прогулка
(растения участка, природа родного края).
3 неделя Составление лепбука «Народные традиции и быт»
4 неделя итоговое Хоровод «
Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота».
2. Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
3. Памятки для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Заключение: В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так в молодых семьях вопросы воспитания как в патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.
Используемая литература:
1) Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Москва «Мозаика-синтез» 2014;
2) Т. А. Шорыгина «Наша Родина-Россия». ООО «ТЦ Сфера»;
3) М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Москва «Мозаика-синтез» 2014