Галина Малеева
Проект для старшей группы «Мы помним! Мы гордимся!»
Проект
«Мы помним! Мы гордимся!»
Подготовили воспитатели МБДОУ №7
Малеева Г. В., Непомнящих Н. А.
Историческое значение каждого человека
измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство
– силою патриотизма.
Н. Г. Чернышевский
Актуальность:
Невозможно быть патриотом, не испытывая собственной связи с Родиной, не принимая во внимание, как обожали и сберегали ее наши праотцы, наши основатели и деды.
Публикация «Проект для старшей группы „Мы помним! Мы гордимся!“» размещена в разделах
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание- это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Проблема:
Проблема воспитания интереса к истории своей Родины - одно из приоритетных направлений патриотического воспитания. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. Педагог, в этом процессе выступает как носитель культурных ценностей.
Цель:
Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам, защитникам Отечества.
Укрепление нравственно – патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, участниками социума. Формировать знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.
Задачи проекта :
- Способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, труженикам тыла, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;
- Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
- Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
-Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
- Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Ожидаемый результат:
Проект «Мы помним! Мы гордимся!» способствует:
- Формированию четких представлений о Великой Отечественной войне.
- Воспитанию в детях чувства патриотизма, ответственности, дружбы, уважительного отношения к ветеранам ВО, труженикам тыла, ветеранам вооруженных сил РФ.
- Совершенствованию речевого развития в целом, в особенности развитии лексики данной темы.
- Включению родителей в воспитательный процесс.
- Развитию творческих способностей.
- Развитию исследовательской деятельности детей.
- Развитию коммуникативных навыков.
Тип проекта : социально- значимый, среднесрочный, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта :
20 февраля – 20 мая
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательные области:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Условия проведения проекта :
- заинтересованность педагогов, детей и родителей;
- регулярность и систематичность работы;
- социальное партнерство (учреждения культуры, «Совет ветеранов», родители, образовательные учреждения).
Способы реализации:
Дети:
- НОД;
- использование пословиц и поговорок;
- чтение произведений, рассматривание иллюстраций;
- экскурсии, посещение музея «Музей боевой славы» с дальнейшей беседой;
- создание игровых и проблемных ситуаций;
- практическая художественная деятельность;
- просмотры видеофильмов;
- рассматривание репродукций, картин художников;
- прослушивание аудиозаписей песен;
- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- праздники и развлечения;
- выставки детских работ, участие в конкурсах;
- презентации;
- подборка статей о жителях ст. Ладожской участвовавших в Великой Отечественной войне и адаптация текстов для дошкольников.
Работа с социумом:
- взаимодействие с КДЦ «Ладожский»;
- взаимодействие с детской библиотекой;
- взаимодействие с МБОУ ДОД ЦДТ;
- взаимодействие с музеем «Боевой славы» (многопрофильный техникум ст. Ладожская)
- взаимодействие с «Советом ветеранов» ст. Ладожская
Принципы реализуемого проекта :
- социальное партнерство ДОУ с КДЦ «Ладожский», МБОУ ДОД ЦДТ, детской библиотеки и «Музея боевой славы»;
- учет мнения родителей;
- добровольное участие родителей и педагогов в работе по реализации проекта;
- систематичность;
- комплексность.
Этапы:
Подготовительный:
- изучить педагогическую литературу по данному направлению;
- изучить отношение родителей к предлагаемой проблеме в рамках проекта;
- разработать основные методические материалы в изготовление пособий.
Организационный:
Формы работы
С 20.02-20.03
ООД «Сыны Отечества»
Беседы: «Кто такие герои?», «День защитника Отечества», «Великая Отечественная Война», «Вещи войны», «На передовой», «Партизаны», «Медицинская служба».
Чтение: М. Исаковский «У самой границы», Л. Кассиль «Твои защитники», «Главное войско», М Прудников «Особое задание».
П/ И «Меткие стрелки», «Перенеси боеприпасы», «Салют», «Полоса препятствий», «Попади в цель»
Встреча с сотрудником МЧС
Экскурсия в пожарную часть
Экскурсия по улицам родной станицы, названных именами героев ВОВ
Оформление стендов: «Мой папа – солдат», «Мой папа-герой».
Рассматривание альбомов: «Советские художники о войне», «Памятные места родной станицы»
Выставка детского рисунка «Военная техника»
Развлечение – досуг «Бравые солдаты»
Разучивание с детьми пословиц о героизме, мужестве, воинах и о Родине
Показ презентации «Сыны Отечества», «Военная техника».
Оформление стенгазеты «Поздравляем защитников Отечества»
Выставка книг «Детские писатели детям о войне»
Изготовление календаря отсчета времени «До Дня Победы осталось.»
с 21.03- 20.04
ООД «Военные самолеты» (рисование)
Военно- спортивная квест- игра «Зарница»
Беседы: «Дети и война», «Фронтовые письма- треугольники», «О блокадном Ленинграде».
Рассказ воспитателя о юных героях войны.
Чтение С. Михалков «Быль для детей», Б. Алмазова «Горбушка», А. Митяев «Наше оружие», «Мешок овсянки», С. Баруздин «Шел по улице солдат», Л. Кассиль «О мальчишке Тишке и отряде немцев».
Показ презентации «Юные герои Великой Отечественной войны»
Рассматривание иллюстраций наград ВОВ «Вот они какие», «О детях в годы войны».
Изготовление тематического альбома «Юные герои ВОВ».
Дидактические игры: «Собери военную технику», «Узнай и назови ордена и медали ВОВ», «Военное оружие».
Сюжетно-ролевая игра «Военный репортер», «Госпиталь», «Моряки», «Летчики»
Экскурсия в детскую библиотеку
Экскурсия в музей «Боевой славы»
Выставка детского рисунка «Не забудем их подвиг великий»
Разучивание стихов и песен ко Дню Победы.
Изготовление нагрудных знаков ко Дню Победы
Игра - викторина «Будем помнить, будем гордиться. Посадка сирени «Аллея Победы»
С 21.04-20.05
ООД «9 Мая – День Победы», «Открытка ветерану».
Беседы: «Победная весна», «Кто такие ветераны?», «О городах героях», «Москва – город герой», «Солдат – победитель», «Парад Победы».
Просмотр тематических альбомов
«Города - герои», «Памятники и памятные места станицы Ладожской»
Оформление стенгазеты «9Мая»
Конкурс чтецов «Дороги судьбы - дороги Победы!»
Чтение А. Митяев «Землянка», А. Лавренев «Большое сердце», Б. Зотов «Судьба командира Миронова», «Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, В. Осеева)
Д/И «Подбери картинку», «Воину солдату своё оружие», «Чья форма», «Что изменилось», «Собери военную технику», «Из какого города памятник».
Экскурсия к памятнику павшим солдатам и возложение цветов
Изготовление праздничных подарков ветеранам и труженикам тыла.
Рассматривание открыток и буклетов «Города – герои»
Просмотр презентации: «Города –герои», «День Победы»
Круглый стол «История Георгиевской ленточки»
Акция «Георгиевская ленточка»
Выставка детского рисунка «Салют Победы»
Участие детей и родителей в шествии к Вечному огню, возложение венков, цветов. Минута молчания.
Выступление на праздничном концерте в КДЦ «Ладожский» «Для Вас - ВЕТЕРАНЫ!»
Праздник «Этот День Победы»
Взаимодействие с родителями:
- Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье»;
- Помощь родителей в подборе и изготовлении фото и видеоматериалов по данной теме, создание книги памяти «Галерея Славы»
- Экскурсии с детьми (КДЦ «Ладожский», детская библиотека, МБОУ ДОД ЦДТ, «Музей боевой славы»;
- Папка – передвижка «23 февраля», «Памятники нашей станицы»;
- Консультация для родителей: «Как рассказать детям о войне»;
- Пошив военной формы (моряк, солдат);
- Выпуск буклетов «Великая Отечественная война»;
- Помощь родителей в проведении встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- Выставка совместного творчества родителей и детей «Военная техника»
- Тематическое родительское собрание «Поклонимся великим тем годам!»
- Круглый стол совместно с родителями «Будем помнить!»
- Участие в семейном проекте
- Участие детей и родителей в шествии к Вечному огню, возложение венков, цветов. Минута молчания.