Вера Сергеевна Морозова
Проект «мы казачата»
▼ Скачать + Заказать документы
___
«Мы казачата»
Средняя группа
2016-2017г.
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Публикация «Проект „мы казачата“» размещена в разделах
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Вид проекта : Познавательно – творческий.
Срок реализации: Длительный (годовой)
Основная цель – воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.
Задачи:
• Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
• Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков.
• Содействие развитию у детей:
- начал исторического и гражданского самосознания
- ощущения причастности к культуре казачества
- историческому прошлому
- осознанного благоговейного отношения к родному краю
4. Отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей;
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества :
- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомление с основными занятиями казачества : земледелием, рыболовством, орудиями производства;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т. д.
- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Формы и методы реализации проекта :
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Участники проекта : дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Этапы и сроки проведения проекта.
• Организационно-подготовительный (октябрь)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
• Аналитический (ноябрь - апрель)
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
• Заключительный (май)
Обобщение результатов работы; Анализ деятельности; Презентация; Удовлетворенность всех участников результатами
Организация деятельности в ходе выполнения проекта
(перспективный план по месяцам)
№
п/п Мероприятия Срок Ответственный
Подготовительный
1. Выявление проблемы сентябрь воспитатели
2. Определение темы и цель проекта воспитатели
3. Подборка материала по теме проекта сентябрь воспитатели
4. Составление плана совместной деятельности сентябрь воспитатели
Основной
1. Осенний праздник «Покровская ярмарка» октябрь Воспитатели,
муз. руководитель
2. Пошив казачьих костюмов октябрь Родители, воспитатели
3. Посещение музея казачества в МБДОУ Детский сад №28 «Мальвина» октябрь Воспитатели
4. Развлечение «День матери -казачки» ноябрь Воспитатели, родители
5. «Знакомство детей с древними жилищами людей и домом казака -куренем» ноябрь воспитатели
6. - Создание макета «Казачий курень».
ноябрь Воспитатели, родители
7. Ложки расписные
(Семикаракорская посуда) декабрь воспитатели
8. «Вареники для казаков» декабрь воспитатели
9. Новогодний утренник декабрь Воспитатели,
муз. руководитель
10. Фольклорный праздник «Колядки» январь Воспитатели,
муз. руководитель, родители
11. Народные игрушки-свистульки январь воспитатели
«Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. январь воспитатели
Ходит дрема -колыбельные песенки, потешки. февраль воспитатели
«Знакомство с предметами быта: рубель, чугунный утюг» февраль воспитатели
Спортивный праздник с родителями «Казачьи игрища» февраль Воспитатели,инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
«Сердце матери лучше солнца греет» - этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. март воспитатели
Оформление семейного альбома "Это мамочка моя" март воспитатели
Оформление презентации "Масленица у казаков" март воспитатели
Путешествие по казачьим сказкам апрель воспитатели
Спортивный праздник «Карусель народных игр» апрель Воспитатели, родители,инструктор по физкультуре.
«Как на пасху куличи пекли» апрель воспитатели,
Заключительный
1 Фольклорный праздник «За околицей» май Воспитатели музыкальный руководитель
2 Презентация проекта май воспитатели
Проведение фоторепортажей по проекту ежемесячно воспитатели
• Тема: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов в течение проекта воспитатели
Разучивание комплекса казачьих народных игр в течение проекта воспитатели
Знакомство с казачьим фольклором в течение проекта воспитатели
• Работа с родителями
Ширма- раскладушка для родителей и детей
январь воспитатели
«Край Донской- земли огромной долька»
Консультация для родителей «Без прошлого – нет будущего» октябрь воспитатели,
Консультация для родителей «Воспитание детей в казачьих семьях» апрель воспитатели
Оформление презентации "Кто такие казаки" октябрь воспитатели
Родительское собрание «Воспитание любви к родному краю» декабрь воспитатели
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит :
• Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы саморефлексии.
• Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент) .
• Вовлечение родителей и социума в работу по патриотическому воспитанию детей;
• Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
• Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.
• Выявить родителей, связанных с историей казачества.
• Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.