Елена Шемшединова
Проект «Мы — исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Продолжительность: кратковременный (20.06 – 28.06)
Авторы проекта : воспитатель группы «Ромашки» Шемшединова Е. Ю.
Участники проекта : дети второй младшей группы «Ромашки», воспитатели Шемшединова Е. Ю., родители
Публикация «Проект „Мы — исследователи“» размещена в разделах
Актуальность темы: В основе экспериментальной деятельности младших дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях и наша задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, познавательному, эмоциональному развитию. Как же развивать процесс ознакомления с природой, такие мыслительные способности у детей младшего дошкольного возраста. Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность. Несложные опыты с воздухом, водой, песком, солнцем неизменно вызывают восторг детей и делание понять – почему же именно так происходит? А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.
Цель: Создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и формирование у них экологической культуры через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательная:
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
• Обогащать чувственный опыт ребенка.
Развивающая
• развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в системе «действие – результат»;
• развивать интерес к познанию природы Таймыра;
• расширять кругозор детей;
• пополнять словарный запас детей.
Воспитательная
• воспитывать представление о безопасности поведения в природе;
• воспитывать бережное отношение к природе Таймыра.
Ожидаемый результат
• Развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
• Дети закрепят навык устанавливать причинно-следственные связи в системе «действие-результат».
• У ребят появиться устойчивый интерес к познанию природы Таймыра.
• Расширят кругозор и пополнят словарный запас.
• Познакомятся с правилами безопасности поведения в природе.
• У детей воспиталось бережное отношение к природе.
Работа с родителями: Консультации, папка – передвижка «Хочу всё знать!», рекомендации по теме проекта, пополнение центров активности материалами из дома.
Метод трёх вопросов
Что знаем?
Природа – это на улице растения и погода.
Природа бывает лето и еще зима.
Природа — это когда в лесу звери живут и птицы.
Когда тает снег — это природа.
Что хотим узнать?
Почему снег тает и куда уходит вода?
Зачем солнце?
Откуда берется ветер?
Почему так много песка летом?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Можно спросить у мамы или бабушки.
Можно нарисовать.
Надо прочитать в книжке.
Надо с ним поиграть.
Виды детской деятельности
Познавательно-исследовательская
• Эксперимент «Лёд на ладошке тает»
• Опыты с водой «Вода, она какая?»
• Эксперимент с песком «Песок сухой, песок – мокрый»
• Наблюдение за ветром Продуктивная деятельность
Аппликация маска «Солнышко»
Изготовление масок к сказке «Репка»
Пластилинография «Песочные часы»
Рисование ладошками «Ветер»
Изготовление картины из бросового материала «природа» Конструктивно-модельная деятельность
Ручной труд – изготовление масок и реквизитов к сказке «Репка»
Двигательная активность
Утренней гимнастики «Весёлые котята»
Комплекс гимнастик после сна «Буратино»
П/и «Зайка серенький сидит»,
«Поймай солнечного зайчика», «Лохматый пес», «День-ночь», «Догони меня», «Воробьи и автомобиль»
Физминутка «Мы топаем ногами»,
«Хомка-хомячок», «Ветерок»
Упражнение «Покажи, как двигается…», «Кролики»
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин», «Мы играли», «Семья», «Поговорим с ладошкой»
«Мы исследователи» Музыкально-художественная деятельность
Постановка русской народной сказке
«Репка» - чтение по ролям
Инсценированные по сказке «Три поросёнка»
Гостевое выступление со стихами о природных явлениях перед малышами.
Игровая деятельность
Дидактические игры
«Разложи по цвету»
«В чём ошибся художник?»
«Скажи наоборот»
«Найди пару»
«Чудесный мешочек»
«Собери в одно целое»
«Кто как кричит»
Настольные игры: лото, домино, пазлы, кубики, шнуровка, мозаика, печатные игры.
Коммуникативная деятельность
Беседа: «Эксперименты, опыты, наблюдения в природе»; «Что нам солнышко несет»; «Вода – какая она?»; «Фокусы с песком»
Чтение р. н. с. «Пузырь, соломинка и лапоть», К. Чуковский «Краденое солнышко»
Разучиваем чистоговорки
Разучиваем стихотворение «Солнышко», «Мы водичку очень любим»
Трудовая деятельность
• Помощь младшему воспитателю сервировать стол (салфетки, тарелочки под хлеб)
• Расставить игрушки по местам
• Уход за игрушками (мытьё)
• Кормление птиц
Пополнение центров
Центр «Хочу всё знать»
Зеркало, ёмкости прозрачные, песок, вода, сахар, гуашь, лёд, формочки, лейка «Наше творчество»
Гофрированная цветная бумага, цветные салфетки, картон, клей, цветной пластилин, стека, гуашь, ватман Центр познания
• картинки с природными явлениями
• картинки с изображением солнышка в разные времена года
• картины с изображением «Где используют песок»
• сюжетные картинки с изображением ветра
«Физкультурники»
Кубики, кольцеброс, кегли, мячи цветные ленточки.
«Мы исследователи» «Я артист»
• маски: зайки, собачки,
• театрализованные костюмы к сказке
• ширма
• декорации
«Я хочу играть»
Дидактические игры:
«Разложи по цвету»
«В чём ошибся художник?»
«Скажи наоборот»
«Найди пару»
«Чудесный мешочек»
«Собери в одно целое»
«Фрукты». «Овоши»
Настольные игры: лото, домино, пазлы, кубики, шнуровка, мозаика, печатные игры.
«Речевое общение»
• Книга русских народных сказок
• Картотека чистоговорок, потешек
• К. Чуковский «Краденое солнышко»
• Сборник стихотворений о природных явлениях «Мы помощники»
• Фартук, косынка
• Веник
• Тряпочки
Планирование по дням недели
Дата, название дня недели Совместная деятельность детей и педагога РПСС Взаимодействие с родителями
20 июня
Четверг
«Знакомство с темой» Утро
Трудовые поручения
«Расставь игрушки по местам»
Утренняя гимнастика «Мы веселые котята» (картотека июнь);
Утренний сбор: В гости пришли собачка Тишка и кукла Дашка, чтобы рассказать детям о том, что они были в гостях у ученых. Рассказывают о том, что ученые делают эксперименты, опыты, наблюдают.
Беседа – обсуждение «Эксперименты, опыты, наблюдения в природе».
Д/и «Разложи по цвету».
П/и «Зайка серенький сидит».
Трудовые поручения
«Помоги накрыть на стол»
Прогулка
Наблюдения за изменениями в природе: за небом, за остатками снега, за лужами.
Физминутка
«Мы топаем ногами»;
Трудовые поручения
«Покормить птичек»
Инд. работа с Артемом, Арсением, Дашей, Ритой прыжки с места в длину.
Вечер
Гимнастика после сна «Буратино» (картотека июнь);
ЧХЛ р. н. с. «Пузырь, соломинка, лапоть» Алексея Толстого;
Подведение итогов
«Что мы нового узнали?»
Индив. работа
Лепка «фрукты, овощи» (раскатывание круговыми движениями)
Центр игры:
Дидактическая игра «разложи по цвету» (стаканчики, крышки).
Центр дежурства
Фартук, косынка.
Выносной материал:
• ведерки
• лопатки
• формочки
• сито
• грабли
• мяч
• машинка
Центр ЧХЛ:
Книга русских народных сказок;
Центр лепки:
Пластилин разного цвета.
Познакомить родителей с анонсом проекта.
Предложить принять участие в проекте.
21 июня
Пятница
«В гости солнышко пришло» Утро
Ситуативный разговор «Что нам солнышко несет»
Утренняя гимнастика (картотека июнь)
Д/и «В чём ошибся художник?»
Физминутка «Хомка -хомячок»
Аппликация изготовление маски «солнце» ручной труд
Инд. работа с Артемом, Алиной, Мариной, Амиром чистоговорки.
Прогулка Наблюдения за солнцем
Экспериментирование «солнце на ладошке» - пригревает, можно пускать «Солнечных зайчиков»
П/и «Поймай солнечного зайчика»
Трудовые поручения
«Вымести песок из домика»
Инд. работа с Катей, Никой, Сашей, Эвелиной сравнивать дома – высокий-низкий.
Вечер
«Что мы сегодня интересного узнали?»
Гимнастика после сна «Неболейка»
Рассматривание картин
«Какое бывает солнце»
ЧХЛ К. Чуковский «Краденое солнце»
Пальчиковая игра «Апельсин»
Индивидуальная деятельность
Д/и «Когда это бывает?» Диана, Таймас, Вероника.
Центр игры:
Картинки с сезонными явлениями
Центр творчества:
Картон, гофрированная цветная бумага, цветные салфетки, клей.
Центр инд. работы:
Картотека чистоговорок
Выносной материал:
• ведёрки
• лопатки
• сито
• формочки
• грабли
• веник
• зеркало
Центр познания-
Картины с изображением солнца в разные времена года
Центр литературы
К. Чуковский «Краденое солнце»
Консультация «Экспериментальная деятельность детей четвёртого года жизни»
Предложить родителям принести бросовый материал для изготовления картины
24 июня
Понедельник
«Вода – это чудо природы» Утро
Ситуативный разговор
«Вода – какая она?»
Утренняя гимнастика
«Кубик в руки мы возьмём»
Исследование воды (цвет, запах, форма и т. д.)
Д/и «Скажи наоборот»
Индивидуальная работа
Таня, Софа, Аня учить формировать узор из обрывных кусочков цветной бумаги узор.
Трудовые поручения
«Помоги накрыть на стол»
Прогулка
Оздоровительная ходьба
Наблюдения за изменениями в природе:
• день стал длинный, ночи светлые
• снега очень мало и он грязный
Подвижная игра «Лохматый пёс»
Инд. работа
Андрей, Арина - развивать умение аккуратно складывать вещи в шкаф.
Вечер
Подведение итогов дня
«Что интересного сегодня вам понравилось?»
Д/и «Найди пару»
Инсценировка сказки
«Репка» рассказывание по ролям
Упражнение «Покажи, как двигается…»
Трудовые поручения
«Приведи игрушки в порядок»
Инд. работа с Алиной, Аней, Ариной учить отвечать на вопросы взрослого касающиеся близкого круга общения.
Центр физкультуры
Кубики
Центр исследования
Прозрачные ёмкости
• песок
• сахар
• гуашь
Центр творчества
Цветная бумага, клей, альбом.
Центр дежурств
Фартук, косынка.
Выносной материал
• лопатки
• ведёрки
• атрибуты к играм
• формочки
Центр игры
Д/и «Найди пару»
Театральный центр
Маски по сказке «Репка» Предложить родителям принять участие в пополнении центра познавательно-исследовательской деятельности.
25 июня
Вторник
«Фокусы с песком» Утро
Трудовые поручения
Расставь игрушки по местам
Ситуативный разговор
«Дети в песочнице играли»
Рассматривание картин, где используется песок
Утренняя гимнастика
«Кубики в руки возьмём»
Д/и «Чудесный мешочек»
Опыты «Песок везде» о свойствах песка (сухой-сыпется, мокрый –принимает любую форму)
Инд. работа
Амир, Саша, Лейла - учить наводить порядок в группе после игры.
Прогулка
Оздоровительный бег змейкой
Наблюдения
• За песком
• Воздух тёплый
• Ярко светит солнце
• Птицы весело поют
С. р. и. «Магазин тортов»
Подвижная игра «Кот и мыши»
Трудовые поручения
Сметать песок из домика
Инд. работа
Диана, Алина – продолжать развивать умение наблюдать за транспортом.
Вечер
Гимнастика после сна
«Весёлые котята»
Гимнастика для глаз «Очки»
Пальчиковая игра
«Семья»
Дидактические настольные игры
Беседа «Что нового сегодня узнали? Что ещё хотели бы узнать.
Инд. работа
Артём, Арина учить ориентироваться в пространстве группы. Д/ и «Что находиться от тебя?» Центр движения
Кубики
Центр познания
• ёмкости для песка
• лейка с водой
• песок
• формочки
• картины по теме
Центр игры
Д/и «Чудесный мешочек»
Выносной материал
• лопатки
• ведёрки
• сито
• грабли
• лейка с водой
• атрибуты к играм
• формочки
• веник
• камешки
• веточки
Центр игры
• Лото
• Домино,
• Пазлы
• Шнуровки
• Головоломки
• Мозаика
• Кубики Разучить предложенное стихотворение.
Принять участие в сборе природного материала для коллекционирования.
26 июня
Среда
«Ветер - волшебник» Утро
Работа в центре природы
Разложить коллекцию природного материала
Утренняя гимнастика
«В руки кубики возьмём»
Ситуативный разговор
«Ветер волшебник»
Рассматривание иллюстраций с изображением ветра
Дидактическая игра «В чем ошибся художник?»
Рисование коллективное, ладошками «Ветер»
Физминутка «Ветерок»
Индивидуальная работа
Арсений, Лейла - учить использовать в общении вежливые слова.
Прогулка
Оздоровительная ходьба
Наблюдения за изменениями в природе
• пасмурно
• дует ветер
• голуби ходят по дорожкам в поисках корма
Экспериментирование
с флюгером, бумажным самолётиком, корабликом на воде.
Подвижная игра «Пузырь»
Трудовые поручения
Сметаем песок с дорожек.
Индивидуальная работа
Сабина, Марина, Таня учить составлять несложные описательные рассказы.
Вечер
Гимнастика пробуждения
«Весёлые котята»
Инсценировка по сказке
«Три поросёнка»
Индивидуальная работа
повторение стихов
Трудовые поручения
«Я игрушки берегу»
Центр физкультуры
Кубики
Центр познания
Сюжетные картинки с изображением ветра
Центр творчества
Гуашь, ватман, губка.
Выносной материал
• лопатки
• ведёрки
• сито
• грабли
• лейка с водой
• атрибуты к играм
• формочки
• веник
• флюгер
• бумажные кораблики
• ёмкость с водой
• бумажные самолётики
Центр ряженья
Костюмы к сказке.
Центр дежурства
Таз, тряпочки Папка передвижка
«Экспериментируем дома»
27 июня
Четверг
Коллективная работа «Что мы нового узнали» Утро
Трудовые поручения «Расставь игрушки по местам»
Утренняя гимнастика «В руки кубики возьмём»
Пальчиковая гимнастика «Поговорим с ладошкой»
Коллективная работа «Природа» - труд из бросового материала (создание картины)
Дидактическая игра
«Собери в одно целое»
Подвижная игра «День – ночь»
Трудовые поручения
«Помоги накрыть на стол»
Прогулка
Наблюдение за птицами – голубями
Подвижная игра «догони меня»
Трудовые поручения «соберем камни с участка»
Индивидуальная работа с Эвелиной, Дианой Е., Лизой, Сашей, Артемом игра «Кролики»
Вечер
Гимнастика пробуждения
Закаливание – вводные процедуры
Рассказывание стихотворений в младших группах
«О природных явлениях»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Индивидуальная работа
Д/и «Угадай, что это?» Амир, Олеся
Итоговая беседа «Чем сегодня занимались?», Что понравилось?», «О чём расскажите дома?»
Трудовые поручения «помоги помыть игрушки» и расставить по местам.
Центр движения
Кубики
Центр игры:
- Д/и «Собери в одно целое»
Выносной материал
• лопатки
• ведёрки
• сито
• грабли
• лейка с водой
• атрибуты к играм
• формочки
• веник
Центр ряженья
Костюмы выступающим детям: облако, солнце, капля, радуга, песок, ветер.
Центр игры
«Угадай, что это по описанию»
Пригласить на фестиваль «Сокровища природы»
28 июня
Пятница
«Что узнали – мы расскажем, что увидели – покажем»
Утро
Утренняя гимнастика
«В руки кубики возьмём»
Утренний сбор/ беседа: что узнали – мы расскажем, вспомним все опыты, которые делали, что понравилось больше всего, чтобы хотели еще узнать нового.
Гостевое выступление со стихами перед младшими группами.
Подвижная игра «Лохматый пес»
Индивидуальная работа Д/и «Угадай кто как кричит»
Физминутка «Часики»
Прогулка
Наблюдения за изменениями в природе
• пасмурно
• дует ветер
• голуби ходят по дорожкам в поисках корма
Трудовые поручения «сметать песок с дорожек»
Подвижная игра «воробьи и автомобиль»
Индивидуальная работа «сделай куличик»
Вечер
Гимнастика пробуждения потягивание на кроватях
Закаливание – вводные процедуры
С/р. игра «автобус»
Подвижная игра «кот и мышь»
Трудовые поручения «Расставьте игрушки по местам»
Центр игры:
Д/ и Кто как кричит»
Выносной материал
• лопатки
• ведёрки
• сито
• грабли
• лейка с водой
• атрибуты к играм
• формочки
• веник
Центр игры:
- стулья
- руль Фотовыставка «мы – исследователи»
Этап – Завершение проекта
Итоговые мероприятия
• Создание коллективной работы на выставку работ из природного материала.
• Гостевое выступление со стихами о природе для детей младшего возраста.
• Фотовыставка «Мы исследователи».