светлана донгаш
Проект «Мы друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : "Мы друзья природы".
Подготовила: Донгаш Светлана Владимировна, воспитатель, ГБОУ СОШ
№ 1159 ДО-6
Участники: родители- Ермаков Влад, дети- Лаврентьева Рита
Актуальность. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Публикация «Проект „Мы друзья природы“» размещена в разделах
То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды, плоды – все это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нашей жизни очень важно все это беречь и хранить.
Экологическая ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед дошкольным образованием задачи поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может стать наш проект "Мы друзья природы", ориентированный на активное приобретение навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.
Наш проект – это увлекательные игры, ознакомление с художественной литературой, экспериментальная деятельность. Для взрослых участников проекта (педагогов и родителей) – новые интересные формы взаимодействия с ребенком.
Цель: Формировать у ребенка представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Познакомить со способами сохранения и восстановления окружающей среды
2. Воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Уточнить, систематизировать и расширить знания о растениях, животных и явлениях природы.
Ожидаемый результат:
- расширение представлений о явлениях живой и неживой природы и их влияние на человека и окружающую среду
- принятие первоначальнх навыков безопасного поведения в природе
- ответсвенное отношение к окружающей среде
- вовлечение в творческую деятельность
развитие познавательного интереса к природе
- вместе со взрослым ухаживать за растениями и животными ближайшего его окружения, проявление инициативности в заботе о них
- умение устанавливать причинно-следственные связи
Подготовительный этап:
1. Чтение художественной литературы:
Стихи
С. Маршак "Где обедал воробей?", "Усатый-полосатый".
К. Чуковский "Муха-Цокотуха", "Айболит", "Путаница".
Народные сказки
"Волк и семеро козлят", "Зимовье", "Лиса и журавль".
Рассказы
Н. Носов "Живая шляпа"
В. Бианки "Чей нос лучше"
Е. Чарушин "Медвежонок"
Пословицы
Цель: развивать выразительность речи и понимания смысла пословиц.
Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
Будет дождичек — будут и грибки.
В лесу тень весь день.
Загадки
С крыши белый гвоздь торчит.
Солнце взойдёт,
И гвоздь упадёт.
Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет.
Познавательная литература
Превращение гусеницы в бабочку, Красная книга, Энциклопедия о животных, Мир и человек. Географический атлас.
2. Просмотр мультфильмов "Щенячий патруль".
3. Планирование посещение контактного зоопарка.
4. Выбор объектов для наблюдений.
5. Подготовка материала для изготовления кормушки.
6. Д/игра «Лес, сад, огород».
Цель: Развивать представления о дифференцированных условиях произрастания растений развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез).
Д/игра «Наши друзья».
Цель: расширять представления об образе жизни животных, которые живут в доме (их пища, жилище). Воспитывать интерес и любовь к ним.
Д/игра «Природа и человек».
Цель: закреплять систематизировать знания о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Д/игра «Поступи правильно».
Цель: формировать представления о положительных и отрицательных поступках человека в природе.
7. Беседы: «Дом под крышей голубой».
Цель: дать понять, что природа – это наш общий дом. Учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему «Я путешествую на облаке». Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Экологическая беседа «Жалеть надо уметь».
Цель: пробудить чувство жалости, сострадания к попавшим в беду животным, сформировать знания по оказанию им помощи и по уходу за содержащимися дома животными.
Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце и тепло».
Цель: углублять знания об условиях необходимых для роста и развития растений.
8. Словесная игра «Кто что делает?»
Цель: активизировать глагольный словарь называя слова – действия окружающей природы (заяц- скачет, линяет, убегает).
Основной этап.
Реализуя проект "Мы друзья природы", в ходе бесед и чтения художественной литературы: рассказов, стихов, ребенок узнавал жизни животных, птиц, насекомых, явлениях и изменениях в природе. Проводили разнообразные наблюдения, во время которых ребенок познакомился с новыми названиями растений, грибов, деревьев. А также собирали природнй материал : листья, каштаны. В продуктивной деятельности совместили аппликацию из листьев и рисование, из каштанов сделали гусениц и улиток. Ребенок вместе с родителями посетил контактный зоопарк, выставку диназавров "Тайны мира", были прогулки по лесу, проводились разнообразные опыты.
Проект был поделен на блоки.
Блок "В стране знаний".
Рита знакомилась с миром природы и животных через чтение художественной, позавательной литературы. Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Также через просмотр мульфильмов и документальных фильмов, ребенок узнал много нового и интересного. Играя в игры, она училась размышлять, использовать полученные знания, анализировать, рассуждать в ходе игрового процесса.
В блоке "В гостях у лесной феи" прогулки по лесу открыли удивительнй мир природы, растений, животных, птиц. Среди всего разнообразия грибов и ягод ребенок научился выделять съедобные и несъедобные. Как прекрасно в летний зной очутиться в прохладном, тихом лесу. Услышать пение птиц и шум ветра.
Наблюдая за белкой, Рита могла отметить ее повадки, особенности ее внешнего вида, воочию увидеть среду ее обитания и то чем она питается. С интересом ребенок наблюдал и за дятлом, который сидел на дереве и стучал своим клювом, ища жучков под корой. Поход в лес увенчался успехом, когда мы нашли большой гриб. Много удивительного в лесу. Лесная фея щедро одарила нас дарами природы, позволила нам насладиться чарующими звуками волшебного леса.
Блок "Маленькая помощница".
На следующем этапе проекта ребенок учился ухаживать за растениями. На даче Рита узнала, что есть не только лесная, но и садовая земляника, и тут же принялась делать для нее грядку. С удовольствием принимала участие в ее посадке, узнала какая почва необходима для лучшего роста растения, рассмотрела внешний вид: листья, корни, сама делала лунки, поливала растение. Вдохновленная своей работой продолжила полученный опыт дома. Решено было посадить лук и понаблюдать за его ростом, выяснить какие условия необходимы для получения зелени. Ежедневные наблдения, полив, сам процесс посадки, очень увлекли ребенка.
Блок " В мире животных".
Рита очень любит животных, у нее есть своя морская свинка. Следит за тем что бы у свинки всегда была вода в поилке, корм в миске. Два раза в неделю меняет с папой подстилку. И так как морская свинка социальный зверек периодически играет с ним чтобы ему не было скучно. У бабушки есть пес по имени Дастин, которого Рита очень любит. Она очень любит с ним играть в мяч, она кидает мяч, а Дастин его приносит. И если Рита приходит в гости, когда бабушка идет гулять с Джастином, то обязательно идет вместе с ними, берет поводок и руководит процессом. Рита очень любит ходить в зоопарк, и
огромное удовольствие ей доставляет когда на зверей можно не только посмотреть, но и покормить, и погладить, подержать на руках и даже дать полазать по себе. Данный опыт научил ребенка взаимодействовать с животными, ухаживать за ним, получать удовольствие от бщения с братьями нашими меньшими.
Блок " Хочу все знать".
Проводились опыты с водой, учились отделять осевшие частички железа из воды с помощью магнита, тем самым очищая ее. Эксперимент по изучению плотности веществ, таких как вода и растительное масло. И узнала, что растительное масло как и жир утки и гуся отталкивают воду. Теперь Рита
понимает смысл поговорок «Как с гуся вода»."Стряс беду, как гусь воду ", "С нас беда, как с гуся вода». Проводился эксперимент с Ритой, по изучению звуковых волн, как распространяется звук, и что такое эхо. Эксперимент со статическим напряжением. Натираем шарик, создаем отрицательный заряд.
Поддерживая любознательность ребенка, посетили экспозицию динозавров. Здесь ей открылся неизведанный и интересный "другой" мир. Рита в парке динозавров, знакомится с древними обитателями земли. Узнает, что раньше землю населяли огромные ящеры, что были они и травоядные и плотоядные, ходили, бегали по суше, плавали в глубинах морей и океанов и даже рассекали небесные просторы. Узнает про их образ жизни, и то почему они были таких размеров и имели тот или иной причудливый вид, знакомится с царем Юрского периода Тиранозавром, одним из самых больших и грозных хищников когда
либо населявших нашу планету. Ей рассказывают про то как люди узнали о
существовании древних обитателей путем раскопок скелетов. И даже дают возможность приобщиться к небольшой экспедиции и принять участие в
раскопках. Ей рассказывают о нескольких возможных причинах вымирания древних великанов. И то как начался новый этап в жизни животных.
Блок "Зеленый патруль".
Изготовление кормушки способствовало развитию желания вносить посильный вклад в охрану природы, воспитать заботливое отношение к птицам.
Лес это наш второй дом. Его надо оберегать и заботиться о нем. Правила поведения на природе необходимо прививать с детства. Был изготовлен плакат для формирования норм поведения в природе, с целью воспитать любовь и бережное отношение к природе.
Блок "Вдохновленная природой".
Вдохновленная природой Рита выполнила аппликацию "Ёжик" из сухих листьев с элементами рисования. Гусеницы и улитки из каштанов получились как живые. Целью этого блока было воспитать интерес к художественному творчеству, развить творческие способности, самостоятельность.
Заключение.
Общение ребенка с природой- не столько интеллектуальная сколько этическая форма взаимодействия ребенка с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
Благодаря проекту "Мы друзья природы" ребенок научился устанавливать причинно- следственные связи, проявляет интерес к заметным явлениям природы; имеет обобщенные представления о животнх, растениях; бережно относится к природе, овладела правилами поведения в ней; вместе со взрослым ухаживает за растениями и животными, проявляет инициативность в заботе о них.
В рамках проекта планируется посетить Музей экологии, Музей леса, принять участие в субботнике.
Высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научит ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то врастим человека с высокой культурой чувств.