Татьяна Чернова
Проект «Мы — дети земли!»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение
«ДЕТСКИЙ САД «АИСТЁНОК»
ПРОЕКТ
по поликультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Мы – дети земли!»
Воспитатель: Чернова Т. А.
Рославль 2015г
Актуальность проекта :
Отечественная поликультурная педагогика не приемлет политической односторонности, социалистического интернационального воспитания. Она альтернативна идее формирования усредненной, всенациональной культуры личности, с установками на достижение идеологического единомыслия.
Публикация «Проект „Мы — дети земли!“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Цель проекта :
Приобщение дошкольников к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам, развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в многокультурной среде.
Задачи проекта :
• Освоение детьми культуры собственного народа
• Воспитание положительного отношения к культурным различиям
• Создание педагогических условий интеграции культур
• Развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов
• Воспитание детей в духе мира и сотрудничества
Гипотеза:
Поликультурное воспитание дошкольников будет эффективно развиваться при условии создания предметно-развивающей среды, при соблюдении принципа постепенности «от близкого к далекому», т. е. : национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно- исторические достижения; ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов; сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально- положительного отношения к национальному многообразию планеты.
Предмет:
совокупность знаний и представлений о следующих элементах культуры народов:
• Материальная культура: основной тип поселений, жилище, основные предметы быта; одежда (национальный костюм, украшения; национальные кушанья; транспортные средства, орудия труда
• Духовная культура: народные обычаи, обряды, праздники, язык, народное творчество (сказки, пословицы, поговорки, детские игры); искусство (песни, танцы, музыка, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература)
• Нормативная культура : общечеловеческие нравственные качества; правила общения между людьми внутри этноса и вне его
Объект:
Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста
База исследования:
МБДОУ детский сад «Малыш», подготовительная группа
Этапы реализации проекта :
1. Организационный (сентябрь- ноябрь)
2. Практический (ноябрь-апрель)
3. Диагностический (апрель)
4. Обобщающий (май)
Участники проекта :
Дети подготовительной группы
Педагоги ДОУ
Музыкальный руководитель
Заведующий ДОУ
Старший воспитатель ДОУ
Родители
Модель реализации проекта
Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения
Работа с детьми 1. Организованная образовательная деятельность в соответствии с перспективным планом по поликультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста по четырем направлениям основной общеобразовательной программы, согласно ФГТ
2. Игры: народные (разных национальностей, сюжетно-ролевые (с использованием атрибутов народов разных национальностей, дидактические
3. Слушание музыкальных произведений народов мира
4. Беседы
5. Чтение произведений народов мира
6. Просмотр сказок и мультфильмов разных народов
7. Посещение музея
8. Посещение выставочного зала с экспозициями народно-прикладного искусства
9. Общение с детьми разных национальностей при помощи электронной почты
10. Презентация проекта «Мы- дети земли!» В течение учебного года
В течение года
В течение года
1 раз в неделю
1раз в неделю
1-2 раза в месяц
По представлению выставок необходимой тематики
1-2 раза в месяц
Май 2013
Сотрудничество с родителями 1. консультация «что такое поликультурное воспитание детей?»
2. Помощь в изготовлении костюмов народов разных национальностей для детей и кукол
3. Помощь в изготовлении методических пособий (иллюстрации с костюмами, предметами быта, жилищ и т. д) Сентябрь2012
Сентябрь-октябрь
Сентябрь-март
Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды: подбор литературных произведений, создание фонотеки и видеотеки, создание мини музея, подбор игр разных народов, оформление альбомов (костюмы народов, быт народов мира, жилище и т. д.)
2. Разработка перспективного плана по поликультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
3. Конспекты игр-занятий, бесед
4. Консультативный материал для педагогов и родителей
5. Обобщение и распространение наработанного материала В течение реализации проекта
Сентябрь-октябрь
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение реализации проекта
Работа с педагогами 1. Выступления на педсоветах, методических объединениях
2. Консультация для педагогов «Поликультурное воспитание детей»
3. Изучение танцев народов мира
4. Изготовление костюмов народов разных национальностей
5. Участие в презентации проекта «Мы- дети земли» 1 раз в 3 месяца
Сентябрь2012
В течение учебного года
В течение учебного года
Май 2013
Ресурсное обеспечение проекта
1. Фотовидеокамера
2. Методическая литература
Предполагаемые результаты:
Для детей :
Совокупность знаний и представлений о жизни большинства народов мира
Приобретение поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов
Сформированность положительного отношения к культурным различиям
Для педагогов:
Создание системы работы с детьми по поликультурному воспитанию
Повышение профессионального мастерства, самообразование
Библиография
• Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур. 2001
• Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. -- М., 1999
• Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование // Педагогика. - 2008. - № 4.