Ольга Геннадьевна Макарова
Проект музыкального руководителя «Классическая музыка и дети дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект музыкального руководителя
«Классическая музыка и дети дошкольного возраста»
Актуальность проекта
Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.
Публикация «Проект музыкального руководителя „Классическая музыка и дети дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром. С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий. Возникают определенные противоречия между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыке и уровнем готовности детей к данному виду деятельности.
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с классической музыкой и ее жанрами, то можно развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки.
Цель проекта:
Повышение качества музыкального воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ через создание условий для приобщения их к классической музыке.
Задачи проекта:
• расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений П. И. Чайковского; Шумана, Мусоргского.
• развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
• формировать элементы музыкально-эстетического сознания;
• развивать музыкальное мышление;
• стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;
• возможность творческого самовыражения;
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации: 1 месяц.
Тип проекта: групповой, творческий, открытый (в контакте с семьей)
Объект проекта: Классическая музыка
Предмет проекта: Творчество композиторов П. И. Чайковского, Р. Шумана, М. П. Мусоргского.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Материально-техническое обеспечение:
Видео и аудио записи «Детского альбома», «Времена года» П. И. Чайковского, «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского, «Дед Мороз» Р. Шумана.
Музыкальный центр, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература. Детские музыкальные инструменты (колокольчики, бубны, бубенцы, треугольники, тарелочки, металлофоны и др.).
Выставка творческих работ детей и родителей на тему «Зима, «Баба Яга», «Избушка на курьих ножках», «Марш деревянных солдатиков» «Новая кукла».
Разработанные рекомендации и консультации для педагогов по ознакомлению детей с классической музыкой;
Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме.
Разработанные рекомендации и консультации для родителей.
Основные формы реализации проекта:
• игровые занятия по слушанию музыки, • интегрированные занятия,
• слушание музыки в режиме занятий по изобразительному искусству
• музыкальные гостиные,
• музыкальные викторины,
• творчество П. И. Чайковского, Мусоргского, Шумана;
• выставка творческих работ детей и родителей
• рекомендации и консультации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с классической музыкой;
Ожидаемый результат проектной деятельности:
•глубокое музыкальное восприятие классической музыки детьми дошкольного возраста;
• более содержательные высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки;
• творческое самовыражение детей в разных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, танцах, музыкально-инструментальной деятельности;
Этапы реализации проекта
1 этап:
1. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта
2. Обсуждение целей и задач проекта.
3. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
4. Изучение компетентности родителей по теме проекта «Классическая музыка и дети» - анкетирование.
5. Создание условий для реализации проекта:
6. Оформление музыкального зала, пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, подбор музыкальных и литературных источников по соответствующим тематикам.
2 этап 1. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников (индивидуальные беседы, консультации, рекомендации, выступление на собраниях)
2. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
3. Организация тематических выставок, мини-презентаций. познакомить воспитателей с современными методическими разработками и литературой по теме: «Классическая музыка и дети дошкольного возраста»;
4. Провести цикл занятий и мероприятий по теме: Музыка П. И. Чайковского (Детский альбом). Р. Шумана «Дед Мороз», М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
5. Провести совместно с воспитателем занятия по рисованию под музыку на тему: «Дед Мороз», «Зима», «Новая кукла».
6. Организовать выставку детских рисунков по темам: «Дед Мороз», «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Зима»
7. Познакомить детей с правилами поведения в театре, концертных залах во время слушания музыки, используя мультфильм «Уроки доброты».
8. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с классической музыкой дома;
9. Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Классическая музыка»; 10. Обогащение предметно-развивающей среды
План работы по реализации проекта
«Классическая музыка и дети дошкольного возраста»
«Детский альбом» П. И. Чайковский – музыкальная гостиная
Индивидуальные беседы «Слушание классической музыки»
Включение классической музыки в режимные моменты дня (прослушивание композиций на занятиях, перед сном; пробуждение под музыку)
Индивидуальные беседы «Как вызвать интерес к классической музыке у ребёнка»
Разработка рекомендаций для родителей «Влияние классической музыки на психику ребенка»
Создание музыкально-дидактической игры «Музыкальные жанры»
Занятие «Наш оркестр» (слушание музыки в исполнении симфонического оркестра)
Цикл занятий по произведениям П. И. Чайковский, Шумана, Мусоргского.
Знакомство с произведениями П. И. «Чайковского из цикла «Детский альбом», «Времена года» «Зима»
Р. Шумана «Дед Мороз», М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
Наглядная информация для родителей «Правила поведения при встрече с музыкой»
3 этап:
1. Итоговое мероприятие: совместного мероприятия с родителями: «Музыкальная гостиная»
2. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
3. Презентация проекта «Классическая музыка и дети».
Заключение Цель проекта «Классическая музыка и дети» - повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ через создание условий для приобщения их классической музыке. Реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду.
В процессе реализации проекта было выявлено, что дети увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться. Дети могут эмоционально и образно высказываться о содержании музыки. Словарь пополнился новыми словами. Дети различают и называют музыкальные произведения, композитора, определяют характер музыки, рассказывают об образе прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Музыкальный язык - завораживающий, но непростой. И данный проект подтверждает, что педагог может увлечь, и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
Список литературы:
1. Тельчарова Р. А. «Музыка и культура», статья;
2. Незнайкинский Е. В. «О психологии музыкального восприятия», статья;
3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М: ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.
4. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников, - М., 1994. -.
5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.
6. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. –
Приложения
1. Конспект музыкальной дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Кто композитор»;
2. Сценарий совместного мероприятия с родителями: «Музыкальная гостиная»
3. Сценарий музыкальной викторины.
3. Рекомендации и консультации для родителей и педагогов по ознакомлению детей с классической музыкой.
4. Фотоотчет по реализации проекта, выставка творческих работ детей.