Анастасия Лебедева
Проект музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста «Картинки с выставки» М. П. Мусоргский
▼ Скачать + Заказать документы
М. П. Мусоргский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности.
Публикация «Проект музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста „Картинки с выставки“ М, П, Мусоргский» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Мусоргский М.П. Композитор
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
ЗАДАЧИ:
Развивать интерес к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста.
Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
Стимулировать самостоятельное проявление и участие детей в художественно творческой деятельности, умение проявлять эмоциональную отзывчивость.
Способствовать развитию творческих, слушательских и исполнительских навыков детей в процессе музыкальной деятельности.
Совершенствовать речевое развитие детей, умение высказываться об эмоциональном образном содержании музыки.
Привлечь родителей к сотрудничеству при формировании художественно- эстетического развития ребенка.
ТИП ПРОЕКТА : творческий.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
- дети подготовительной группы,
- родители воспитанников,
- руководители проекта : музыкальный руководитель –Лебедева А. С.
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
Основные принципы:
развивающего образования;
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
обеспечение интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Подготовительный:
- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор необходимых материалов: репродукций и музыкальных произведений;
- обновление уголка по художественно-эстетической деятельности в группе.
Данный проект предполагает активное участие родителей:
- встречи с родителями;
- участие в создании на мультимедийном проекторе «мини-галереи» (картин, портрета великого композитора);
- участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);
- участие в оформлении выставки детских работ;
- совместные встречи в музыкально-творческой гостиной
2. Основной – практический:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема Восприятие музыки Ритмопластика Художественная литература Художественно-творческая деятельность Мультимедийные презентации Наглядные пособия Срок
«Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» Е. Михаленко
«Цыпленок» «Балет невылупившихся птенцов» (живопись, акварель, гуашь) «Балет невылупившихся птенцов»
Мультфильм «Картинки с выставки» Союзмультфильм, 1984 г.
весёлый «Цыплёнок»
Союзмультфильм,1973 Виктор Гартман
«Балет невылупившихся птенцов»
Иллюстрации
Октябрь
«Гном» М. П. Мусоргский «Гном» М. П. Мусоргский «Гном» Сказка братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
«Гном» (живопись, акварель) «Самый маленький гном»
Союзмультфильм,1977 -83
«Белоснежка и семь гномов» (Дисней,1939 Виктор Гартман
«Гном»
Иллюстрации Октябрь
«Старый замок» М. П. Мусоргский «Старый замок» М. П. Мусоргский «Старый замок» Шарль Перро «Спящая красавица» «Старый замок» (живопись, акварель) «Спящая красавица», 1959
Страна: США Иллюстрации
Октябрь
«Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» Русские народные сказки: «Гуси –лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса прекрасная», «Перышко Финиста ясна сокола» «Избушка на курьих ножках»
(живопись, гуашь, пластилинография) «Избушка на курьих ножках»
Мультфильм «Картинки с выставки» Союзмультфильм, 1984 г.
Виктор Гартман
«Избушка на курьих ножках»
Иллюстрации
Репродукция картины И. И. Шишкина «Темный лес»
И. Левитана «Березовая роща» Октябрь
«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве» М. П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве» М. П. Мусоргский «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве» Русские народные былины «Богатырские ворота»
(живопись) «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве» Мультфильм «Картинки с выставки» Союзмультфильм, 1984 г.
Виктор Гартман
Виктор Гартман
«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве»
Иллюстрации
Репродукции картин
В. М. Васнецова «Три богатыря» Ноябрь
«Лиможский рынок» М. П. Мусоргский «Лиможский рынок» М. П. Мусоргский «Лиможский рынок» А. Барто Кому чего? (На птичьем рынке)
Барто
Э. Успенский
«Птичий рынок» «Лиможский рынок» (творческое задание родителям) Иллюстрации
Картинки
Репродукция картины
Ноябрь
«Тюильрийский сад» М. П. Мусоргский «Тюильрийский сад» М. П. Мусоргский «Тюильрийский сад» Сказки про игрушки и детские забавы «Тюильрийский сад» (творческое задание родителям) «Тюильрийский сад» Мультфильм «Картинки с выставки» Союзмультфильм, 1984 г. Иллюстрации
Картинки Ноябрь
3. Итоговый:
Выставка творческих работ детей и родителей «Картинки с выставки»
Изготовление атрибутов и костюмов родителями для итогового занятия.
Проведение итогового музыкального занятия.
Методы и приё мы:
Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы.
Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?", музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент", игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий и т. д.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро). Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с произведениями классической музыки в музыкально-творческой гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством.
Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
- интерес детей к классической музыке, художественной литературе, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству,
- развить вдумчивого восприятия подлинных произведений русского классического искусства;
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
- обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Список литературы:
Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.
В. В. Стасов «Собрание статей о Мусоргском и его
произведениях»Москва – 1987
Н. С. Новиков «Звук родной струны…» Москва АСТ 2006 год.
Музыкальная энциклопедия. /Гл. ред. Ю. В. Келднин, Г. 5. М., «Сов. Энциклопедия», 1981/.
М. Кароткова «Проблемы музыкальной классики» Москва – 1998 год
Максим Юрьев. «М. П. Мусоргский. Биография.»ОАО «Издательство «Просвещение» 2005 год
П. Соломонов «Архив классической музыки» Издательство «Музыка» Санкт-Петербург 2001 год
Р. Петров «Художественные тенденции в музыкальном искусстве 19 века» Москва АСТ 2006 год
10. Э. Фрид. «М. П. Мусоргский» Издательство «Музыка» Санкт-Петербург