Малинина Ирина Александровна
Проект «Музыкальная арт-терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Музыкальная арт- терапия" для дошкольников 5-7 лет
Введение
«Можно не только талантливо мыслить,
но и талантливо чувствовать»
Л. С. Выготский
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта и разработкой соответствующих им программ для дошкольных образовательных учреждений, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало.
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальное развитие
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
В настоящее время одним из примеров инновационного педагогического направления представляется арт-педагогика, которая ориентирована на использование искусства в процессе воспитания и развития детей, поскольку экспериментально подтверждено ее положительное влияние на ребенка.
Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного.
Артпедагогика близка арттерапии и находится с ней в неразрывной связи – она предполагает воспитание и адаптацию детей в социуме при помощи занятий искусством. Их суть заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества.
Кроме того, арт- педагогика обладает преимуществами перед другими формами работы с детьми: поскольку, во-первых, они не имеют ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности). А во – вторых, вызывает положительные эмоции, помогает детям преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулирует самопознание и самовыражение, мобилизует творческий потенциал. Арт-работа не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем.
Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, развитии детей средствами искусства.
Актуальность
В старшем дошкольном возрасте дети учатся понимать свои чувства, переживания других людей. Они начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольники могут сопереживать, сочувствовать литературному герою, музыкальному образу, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Учатся высказывать свои эмоционально-эстетические суждения, используя вербальные и невербальные средства общения.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова. По мнению Н. Б. Берхина и А. Н. Сохор препятствием в развитии эмоциональной сферы дошкольников является: кардинальные экономические, политические, социальные преобразования, которые подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям развитие внутреннего мира дошкольника, или искажают этот процесс.
Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержание музыки определено эмоциональной стороной психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.
Был создан проект «Музыкальная палитра» с использованием артпедагогических технологий – музыкальной деятельности и изодеятельности, направленный на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников посредством восприятия классической музыки.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыка может проникать в организм детей не только через органы слуха, но и через кожу. Выявлено, что музыка — это поток звуковых волн, и кожа воспринимает его в широком диапазоне. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, которая соответствует физическим характеристикам того или иного органа, и оказывают стимулирующее действие на него. По наблюдениям ученых и врачей вибрации музыкальных звуков активизируют вегетативные механизмы высшей нервной деятельности детей.
Разработаны принципы подбора репертуара, методы развития музыкального восприятия и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности, они направлены на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения детей, активизацию проявления творчества.
Тип проекта : долгосрочный, рассчитан на 2 года.
Цель проекта : развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством восприятия классической музыки.
Задачи:
Дать представление о классическом музыкальном искусстве, познакомить с его ролью в жизни людей.
Формирование у детей интерес к музыкально-творческой деятельности, практических умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности.
формировать тезаурус (сокровищница впечатлений, накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
знакомить дошкольников с базовыми эмоциями (радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление) в процессе обогащения опыта восприятия классических произведений;
обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;
развивать эмпатию и навыки выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком, движением).
Ожидаемые результаты:
у детей накоплен слуховой опыт, развита культура слушательского восприятия; сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку;
Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
дошкольники способны различать различные эмоциональные состояния передаваемые музыкой, адекватно реагировать при их восприятии;
дети свободно высказываются о чувствах, настроениях переданных в музыке; различают ладовую окраску и средства музыкальной выразительности, ассоциируют с образом.
Адресная направленность:
Проект предназначен для работы с детьми в возрасте 5-7 лет.
Принципы реализации проекта
1. Принцип гуманизации
учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
использование результатов диагностики и возрастные особенности музыкального развития в ходе работы по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку.
3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка
учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта;
развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.
4. Принцип субъект - субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки
свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений,
недопущение педагогом насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка,
право ребенок выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке.
5. Принцип педагогической поддержки
действия педагога направленные на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки,
удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
6. Принцип отбора музыкальных произведений
доступность по продолжительности звучания, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей
объединение музыкальных произведений в тематические блоки, что позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью,
контрастное сопоставление музыкальных произведений (по названию, по жанрам, по настроению, по интерпретации) создаёт проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывает детей, заостряет внимание на слушании музыки.
7. Принцип синкретичности
взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия музыки.
8. Принцип продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений - результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт - образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове.
Аннотация проекта
Содержанием данного проекта являются образцы мировой музыкальной культуры всех эпох. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.
В проекте «Музыкальная палитра» широко используются следующие музыкальные произведения :
фортепианные альбомы для детей П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, Р. Шумана, С. М. Майкапара,
фрагменты симфонических произведений написанных для детей симфоническая сказка “Петя и волк” С. С. Прокофьева, “Карнавал животных” К. Сен-Санса, сюита “Пер Гюнт” Э. Грига,
классические произведения разных времён – старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, произведения зарубежных классиков В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена,
произведения отечественных композиторов- классиков С. В. Рахманинова, Д. Д, Шостаковича, М. И. Глинки,
народная музыка (колыбельные песни, хороводные, плясовые и др.).
Все произведения музыкальной классики и народной музыки подобранны с учё том возрастных особенностей детей: доступны по продолжительности звучания, соответствуют жизненному и эмоциональному опыту.
Проект состоит из 3 основных этапов.
1. Подготовительный этап. В него входит, подбор методической литературы, музыкальных произведений, подбор музыкально-дидактических игр и пособий, художественная литература для ознакомления детей дошкольного возраста с музыкальным искусством. А так же на данном этапе дети знакомятся с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознанию цвета как самостоятельного выразительного средства. Задача педагога на этом этапе - это обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Мы рассказываем ребятам сказку про трех разноцветных котят - красного, синего и желтого, - которые отправились в путешествие. Это история о том, как они заблудились в тумане (добавление белого цвета для получения розового, голубого и светло-желтого, выкупались в синей реке (создание фиолетового и зеленого, вместе встретили ясный рассвет, отчего их шкурки позолотило солнышко (оранжевый, салатовый). И, конечно, не забываем за играми об аккуратности в работе, закреплении навыка владения кистью, тщательного промывания ее и о чистоте красок, которые так легко превращаются одна в другую!
2. Структура основного этапа проекта предполагает систематизацию музыкального репертуара по шести тематическим блокам, что помогает дошкольникам постичь семантику музыкального языка, установить связь музыкального искусства с жизнью, развитию эмоционального восприятия музыки.
Первый блок – “Музыка выражает настроения, чувства, характер людей”. Тема этого блока является сквозной, ведущей темой проекта, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определённое эмоциональное содержание. Она включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отраженны в названиях пьес (“Весело - Грустно” Л. В. Бетховен, “Плакса, Злюка, Резвушка” Д. Б. Кабалевский, “Новая кукла” П. И. Чайковский и др., а также музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, эмоционально-оценочному отношению. Применяются произведения, доступные детям по эмоционально – образному содержанию (весёлые, нежные, грустные, спокойные и пр.). Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, решительные и пр., развивается “словарь эмоций”.
Второй блок – “Музыка рассказывает о животных и птицах” даёт детям представления об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развить образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцевальных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках).
Третий блок – “Природа и музыка” включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях. У детей развиваются эстетические чувства, обогащается словарный запас.
Четвёртый блок – “Сказка в музыке” знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки. А также с такими музыкальными жанрами, как опера и балет сюжетами которых стали сказки. Дети инсценируют содержание музыкальных произведений, передают характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках. Тема позволяет развить представления дошкольников о связи речевых и музыкальных интонаций, творческое воображение.
Пятый блок – “Музыкальные инструменты” знакомит детей с произведениями, имитирующими подражания звучаниям музыкальных инструментов (тамбурин, колокола, шарманка, музыкальная табакерка и др., а также с инструментами симфонического оркестра и народными. Дети осознают выразительные возможности тембровых красок разных инструментов, передающих разное настроение.
Шестой блок – “Песня, танец, марш” является основополагающей по программе для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского. В подготовительной группе дети накапливают опыт представлений о первичных жанрах на репертуаре классической и народной музыки, опыт музыкальной деятельности, который постепенно расширяется в школе.
3. Обобщающий этап.
Проведение итоговых мероприятий «Музыкальные гостиные»