марина морозова
Проект муниципальной опорной площадки «Предшкольная подготовка детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема: «Предшкольная подготовка детей с особыми образовательными потребностями»
Руководитель образовательного проекта : заведующий.
Научный консультант: научный руководитель, кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории специального образования.
Участники разработки проекта : заместитель заведующего,
старший воспитатель
Сроки реализации проекта : сентябрь 2013 –июнь 2016.
Постановка проблемы
Публикация «Проект муниципальной опорной площадки „Предшкольная подготовка детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
На сегодняшний день все большее число детей к семи годам не готовы к обучению в массовой школе. Причины этого могут быть самыми разными. Очень часто это связано со здоровьем детей и, особенно, с отклонениями в психическом здоровье.
Детям с ООП при обучении часто требуются индивидуальные программы коррекции, помощь логопеда или психолога. В массовой школе всего этого, как правило, предоставить ребенку невозможно. Поэтому часто уже с первого класса такие «особые» дети становятся неуспешными, а со временем эта проблема усугубляется.
Таким образом, на сегодняшний день существует проблема – скрытое неудовлетворение спроса на образование детей с отклонениями в развитии. Скрытое - потому что родители очень редко вслух заявляют о том, что их ребенок имеет отклонения в развитии. Именно поэтому нужны альтернативные формы предшкольной подготовки.
С 2007 по 2010 год МБДОУ «ЦРР – детский сад №2» стал участником проекта «Апробация моделей и вариативных программ предшкольного образования в Чернушинском районе». В результате которого в детском саду была открыта группа предшкольной подготовки детей с ООП 6-7 лет «Гнездышко».
В 2010 году МБДОУ «ЦРР – детский сад №2»получил статус муниципальной экспериментальной площадки по «Предшкольной подготовке детей 6-7 лет с особыми образовательными потребностями».
Работая в течение 6 лет по данному направлению и получая положительные результаты, в детском саду был накоплен достаточный опыт работы по адаптации и выравниванию стартовых возможностей детей с ООП при подготовке к школе.
Цель проекта :
диссеминация передового педагогического опыта по предшкольной подготовке детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи проекта :
оказание систематической методической помощи педагогам и руководителям образовательных учреждений города;
распространение актуального педагогического опыта;
создание условий для повышения квалификации педагогических кадров;
установление эффективных связей между образовательными учреждениями города, района, края, создание профессиональных педагогических сообществ;
участие в формировании банка информации о состоянии развития своего направления деятельности.
Анализ образовательного пространства учреждения в рамках заявленной проблемы.
Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, является одним из основных направлений деятельности МБДОУ «ЦРР - детский сад №2», что закреплено в Уставе. В учреждении получают услуги дошкольного образования дети с дефектами речи, задержкой психического развития, дети-инвалиды (для них есть возможность посещать детский сад в режиме кратковременного пребывания).
В учреждении созданы условия, позволяющие говорить о диверсификации дошкольной образовательной услуги. Так в штаты детского сада входят: 5 логопедов, дефектолог, психолог, социальный педагог, педагоги-специалисты по изобразительной деятельности и экологическому воспитанию, музыкальные руководители. Около 48 % педагогов имеют высшее образование, 31% - высшую квалификационную категорию, 40% - первую, 11% - базовую. В детском саду имеются музыкальный и физкультурные залы, студия для комплексных занятий (изобразительная деятельность, экологическое воспитание, формирование естественно-научных представлений, 4 логопедических кабинета, кабинет психолога. На территории детского сада расположена экологическая тропа, 2 спортивных площадки (в т. ч. и коррекционно-оздоровительная, прогулочные участки.
В течение последних 14 лет на базе ДОУ функционируют коррекционные группы для детей с задержкой психического развития. Принимаются в них дети по направлению ПМП-комиссии. Как правило, к нам направляют детей, имеющих не только задержку психического развития, но другие, более сложные для коррекции отклонения в развитии. Это объясняется тем, что в районе мы единственное учреждение, где детям с особыми образовательными потребностями оказывается помощь специалистов.
В детском саду с 2007 года функционирует группа кратковременного пребывания по предшкольной подготовке для детей с ООП «Гнездышко». По содержанию образование в этой группе ведется чуть шире рамок стандартных дошкольных программ, а вот по форме оно больше напоминает школьное. Например: дети приходят в детский сад с портфелем, им даются домашние задания, вводятся элементы школьной атрибутики (звонок, урок, перемена).
Контингент детей посещающих данную группу следующий:
• Выпускники специализированных или общеобразовательных групп, не освоившие программу детского сада.
• Дети, не посещавшие детский сад по какой либо причине.
• Выпускники детских садов, работающих без логопедического сопровождения, имеющие речевые нарушения.
Группа функционирует в режиме кратковременного пребывания – с 10.15 до 15.15. Определен особый режим труда и отдыха воспитанников, соответствующий их возрасту, возможностям и потребностям : 3-4 учебных часа по 30 минут с большим количеством физминуток, перемен, подвижных игр, также предусмотрены ежедневные прогулки, развивающие занятия, двухразовое питание.
На базе ДОУ созданы условия функционирования группы:
- материальные (учебный инвентарь, дидактические, наглядные материалы и пособия);
- кадровые (см. таблицу) Таблица
Ф. И. О. Должность Образование Категория Стаж
Воспитательно-образовательный процесс
Фазлыева
Эльмира
Флюровна воспитатель высшее первая 10 лет
Пикулева Надежда Николаевна дефектолог высшее первая 9 лет
Психологическое сопровождение
Габбасова
Светлана
Владимировна Педагог - психолог высшее высшая 14 лет
Логопедическое сопровождение
Белкина
Елена Ивановна Учитель - логопед высшее высшая 25 лет
Медицинское сопровождение
Федорова
Елена
Михайловна педиатр высшее высшая -
-нормативно-правовые (положение о группе, приказы, формы договора с родителями, должностные инструкции, положение о творческой группе, договоры о взаимодействии и научном сопровождении);
Дети обучаются по программе «Коррекционно-развивающее обучение: Подготовительный класс». Авторами программ подготовительного класса являются С. Г. Шевченко (Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, Р. Д. Тригер (Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте, И. Н. Волкова (Ознакомление с художественной литературой, Т. М. Капустина (РЭМП)
В программу включены следующие учебные дисциплины: Математика, Обучение грамоте, Письмо, Окружающим мир, Физкультура, Музыка, Ручной труд.
Учебный процесс имеет психологическое, логопедическое, медицинское сопровождение: проводятся коллективные занятия с педагогом-психологом по развитию познавательных способностей детей (памяти, внимания, мышления, воображения, фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом, направленные на развитие связной речи дошкольников, врач - педиатр регулярно осматривает воспитанников, проводит консультации с родителями, назначает лечебные процедуры. Кроме этого с ребятами проводятся музыкальные и физкультурные занятия со специалистами ДОУ.
В течение срока обучения на каждого воспитанника заполняется «Карта индивидуального сопровождения ребенка».
Воспитательно-образовательный процесс координируется творческой группой ДОУ.
За период функционирования группы «Гнездышко» количество выпускников составило 51 человек, из них 48 обучаются в общеобразовательных школах, 2 ребенка – в коррекционной школе, 1 – на домашнем обучении.
Гипотеза
Исходный факт:
В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе. Данная категория детей – дети с особыми образовательными потребностями.
Целесообразна разработка и апробация различных моделей предшкольного образования с целью выравнивания стартовых возможностей детей и обмен педагогическим опытом по заявленной проблеме.
Если:
Исходя из накопленного педагогического опыта на базе ДОУ будет функционировать муниципальная опорная площадка по предшкольной подготовке детей 6-7 лет с особыми образовательными потребностями
То:
Получим возможность добиться следующих результатов:
• оказание систематической методической помощи педагогам и руководителям образовательных учреждений города;
• распространение актуального педагогического опыта;
• установление эффективных связей между образовательными учреждениями города, района, края, создание профессиональных педагогических сообществ;
• участие в формировании банка информации о состоянии развития своего направления деятельности.
Так как:
Будут созданы особые условия для диссеминации педагогического опыта по предшкольной подготовке детей с особыми образовательными потребностями.
Ожидаемые результаты
Реализация цели и задач проекта предполагает достижение следующих результатов:
• в образовательных учреждениях города и района создана система по выявлению и сопровождению детей с ООП;
• налажена взаимосвязь между образовательными учреждениями города, района, края, созданы профессиональные педагогические сообщества;
• участие педагогов образовательных учреждений на мероприятиях различного уровня, обмен опытом по предшкольной подготовке детей с ООП;
• создан информационный банк материалов для распространения и использования накопленного опыта.
Этапы реализации проекта
№ Этапы Мероприятия Сроки
1. Организационный
Составление плана мероприятий работы опорной площадки;
Взаимодействие с научным консультантом по реализации проекта опорной площадки;
Налаживание связи с другими дошкольными учреждениями района и края имеющими опыт работы с детьми с ООП Май - сентябрь
2. Практический Проведение районных и краевых мероприятий:
-Всероссийская конференция «Актуальные проблемы предшкольного образования и пути их решения».
-межрайонная конференция «Актуальные проблемы предшкольной подготовки детей с особыми образовательными потребностями».
-Межмуниципальное методическое объединение педагогов и специалистов работающих с детьми с ООП
-районный фестиваль педагогических идей «Предшкольное образование»
- цикл обучающих семинаров по выявлению и сопровождению детей с ООП
-показ открытых занятий с детьми с ООП
- Работа творческой группы Сентябрь –
июнь
3. Аналитический Анализ работы опорной площадки в рамках проекта «Предшкольная подготовка детей 6-7 лет с особыми образовательными потребностями» Май – июнь