екатерина абдулгазина
Проект «Мудрые сказы дедушки Бажова»
▼ Скачать + Заказать документы
Мудрые сказы дедушки Бажова
На Урале, что ни слово,
Что ни речь - то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!
Актуальность реализации проекта :
Родина… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок-его родной город. И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна. Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о жизни и быте жителей Урала. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный, удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
Публикация «Проект „Мудрые сказы дедушки Бажова“» размещена в разделах
Цель проекта : углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с жизнью и творчеством П. П. Бажова;
познакомить детей с уральским говором, историзмами, архаизмами и пословицами;
расширить представление детей о ремеслах Урала, дать знания об уральских самоцветах, их многообразии и прикладном использовании;
познакомить детей с мультфильмами по сказам Бажова;
познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края.
Развивающие задачи:
Развивать умение воспринимать и понимать сложный художественный текст;
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками.
Воспитательные задачи:
Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта : семейный, групповой, социум – библиотека, музей.
По времени проведения: краткосрочный - 1 неделя.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители, муз. руководитель
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, презентаций, макетов, коллекций, иллюстраций, показ мультфильмов через проектор. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Ожидаемый результат:
должны обогатиться знания детей в области творчества уральского писателя; появятся представления о жизни людей на Урале;
дети смогут сотрудничать с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
дети научатся высказывать свое мнение, пересказывать эпизоды произведений; обогатится словарный запас;
дети проявят творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;
родители проявят активное участие в реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
1. Познакомить с темой проекта детей и родителей;
«Круглый стол» с участием родителей - Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.
Пополнить библиотечный фонд группы произведениями П. П. Бажова, с иллюстрациями разных художников. Формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе
Формировать представлений у детей об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа.
2. Знакомство с творчеством П. П. Бажова
Познавательное развитие:
Беседа с детьми о писателе П. П. Бажове - формировать представлений у детей об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа.
Рассматривание книг, иллюстраций по сказам П. П. Бажова - развивать у детей интерес к книгам уральского сказителя П. П. Бажова, объяснить значение слова «сказ», его отличие от сказки.
Викторина по произведениям П. П. Бажова - развивать мыслительную активность и индивидуальные особенности детей.
Социально-коммуникативное развитие:
Беседа: «Урал – мой край родной» – систематизировать и обобщить знания детей об Урале, как о родном крае (природные богатства, уральские мастера, писатели и поэты). Развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом, воспитывать патриотические чувства, гордиться историей родного края.
Просмотр презентаций: «Как жили люди на Урале», «Природа родного края» - дать детям представление о родном крае, его природных богатствах, познакомлю с настоящим и прошлым временем, объяснить, почему так странно звучит русская речь, донести до детей мысль, что раньше жили люди по-другому.
Посещение городского краеведческого музея. Программа «В гостях в уральской избе» и рассматривание коллекции «Россыпи земли Уральской» - создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным и минералогическим наследием и традициями Урала.
Совместное мероприятие с Еманжелинской Детской библиотекой «Цветная мозаика стихотворений уральских» - познакомить детей с творчеством поэтов, живущих на Урале, которые писали в. т. ч и о Бажове (Л. Татьяничева,, воспитывать чувство патриотизма, развивать эмоциональность и выразительность речи.
Речевое развитие:
Чтение сказов П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» - пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе, учить замечать жанровые особенности, учиться слышать и понимать «язык Бажова»
Чтение и обсуждение стихотворений о сказах Бажова Л. Татьяничевой, … индивидуальное заучивание для итогового мероприятия.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине - способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.
Просмотр мультфильмов по прочитанным сказам –познакомить детей с ролью рассказчика, способствовать пониманию и узнаванию народного говора.
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка «Серебряное копытце» - воспитывать интерес к творчеству П. Бажова, развивать эстетический вкус детей, творчество, воображение.
Рисование «Хозяйка Медной горы», огневушка-Поскакушка (создание альбомов с иллюстрациями) – закрепить у детей знания сказов Бажова, развивать умение создавать сюжет по сказам, развивать чувство цвета, творческого воображения.
Нетрадиционная Аппликация «Ящерка» - закреплять свойства бумаги, умение складывать бумагу по образцу, развивать умение пользоваться схемами, воспитывать самостоятельность.
Коллективное творчество по сказу «Серебряное копытце» - развитие интереса к коллективной, командной работе, учиться распределять обязанности, доводить начатое до конца, получать эстетическое удовольствие от работы.
Создание мини-музея «Сокровища Хозяйки медной горы»
Создание тематического альбома «Камни Урала»
Разучивание на музыкальном занятии хоровода «Уральский»; песня «Край родной», хороводная игры «Вейся капустка» -приобщение детей к истокам народной культуры на основе уральского фольклора.
Физическое развитие:
Разучивание русских, татарских и башкирских народных игр - развивать интерес к народным играм, учить соотносить речь и движения, запоминать и проговаривать текст игр.
3 Этап. Заключительный.
Выставка детского творчества по сказам Бажова
Итоговое занятие «Добрый сказочник П. П. Бажов»
Оформление книги «Мудрые сказы П. П. Бажова» (детские рисунки по сказам, выполненные в детском саду и дома совместно с родителями)
Результаты своей работы вижу в следующем:
Через символические образы сказов дети узнают свой родной край: малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы– это символы могучего Урала.
Через сказы великого земляка увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России.
Полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала.
Узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.
Дети бесконечно могут рассматривать, играть самоцветами, видеть красоту и разнообразие богатств Урала.
Услышали красоту, выразительность, мелодичность, точность уральского говора.
Сумела донести до детских душ нашу причастность к родной уральской земле, что немаловажно для формирования патриотических чувств дошкольника.
Родители приняли активное участие в процессе ознакомления детей с родным краем.