Оксана Хавина
Проект «Москвичи с рождения — за безопасность дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста
- учитель – логопед
- музыкальный руководитель
Актуальность проекта.
Проект посвящен актуальной проблеме — формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проекта связана еще и с тем, что развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы.
Публикация «Проект „Москвичи с рождения — за безопасность дорожного движения“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Вид проекта: средней продолжительности, групповой, творчески-познавательный.
Цель проекта: развитие связной речи детей используя различные
виды деятельности.
Задачи:
обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения;
укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
накопление опыта воспитательно-образовательной работы по безопасности жизни.
Ожидаемый результат:
создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
Сроки реализации проекта: три месяца.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – подготовиться к жизни во взрослом мире – мире спешащих людей. В современном мире между человеком и машиной ведется война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит огромное количество ДТП. В них погибают, получают ранения и взрослые, и дети. В Москве ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
незнание дошкольниками элементарных правил;
стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение беседы)
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения
Проект реализуется по двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми
2. взаимодействие с родителями
Совместная деятельность с родителями:
1. Тематический стенд «Ребенок на улице», что дети должны знать, находясь на улице (знаки, правила).
2. Папки-передвижки «Правила дорожного движения для дошкольников»
3. Состовление с родителями плана-маршрута «От дома до садика»
Совместная деятельность с детьми:
1. Проведение непосредственно-образовательной деятельности по ПДД
2. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
«Путешествие в страну Безопасного движения»
3. Музыкально - театрализованная викторина «Волк и семеро козлят на новый лад» (театрализованное представление с включением правил дорожного движения)
4. Проведение игры-путешествия «Я-пешеход».
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора.», «Бегут машины в ряд.», Что делать если). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофор. Инспектор ГИБДД, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
изготовление стендов с наглядной информацией;
заочные и очные консультации;
тематические родительские собрания;
семейные конкурсы;
анкетирование;
совместная детско-родительская досуговая деятельность.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника детей в рамках проведения проекта:
1. Уровень сформированности представлений
о транспортных средствах;
об улице (виды перекрестков);
о правилах перехода проезжей части.
2. Знание дорожных знаков:
предупреждающих;
запрещающих;
информационно-указательных;
знаков сервиса.
3. Уровень культуры поведения детей
на улице;
в транспорте.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
1. Нормативно-правовое
Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
2. Информационное:
информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
мультимедийные презентации,
3. Организационное:
работа по управлению деятельностью участников проекта.
4. Материально-техническое:
уголок безопасности в групповых помещениях;
дорожно-транспортная площадка;
выносные макеты дорожно-транспортных средств;
игротека
методические и дидактические пособия, картотека.
5. Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,
материалы по передовому педагогическому опыту.
6. Кадровое: в проекте участвуют:
дети старшего дошкольного возраста,
родители воспитанников,
воспитатели группы
старший воспитатель,
учитель-логопед,
музыкальный руководитель,
инструктор по физическому воспитанию,
инструктор по физическому воспитанию (бассейн)
7. Источники финансирования:
бюджетные средства ДОУ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
Сроки реализации проекта: февраль-май 2013 года.
Результаты реализации проекта:
созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;
проведен цикл занятий по теме «Мы - пешеходы»; разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения;
уровень усвоения дорожной грамоты воспитанниками подготовительной к школе группы на конец 2012 – 2013 учебного года составляет 93%.
опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с ПДД представлен в форме презентации.