Карсакова Светлана Анатальевна
Проект по развитию речи «Раз — словечко, два — словечко»
ПРОЕКТ
по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
«От слова к слову»
Руководитель проекта : воспитатель
Карсакова Светлана Анатольевна
Каптырево, 2022г.
Участники проекта : воспитатель, дети младшей группы «Боровички», родители.
Срок реализации: 4 месяца.
Тип проекта : долгосрочный.
Вид проекта : развивающий, практико-ориентированный.
Публикация «Проект по развитию речи „Раз — словечко, два — словечко“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель проекта : развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
Задачи проекта :
целенаправленно обогащать словарь детей;
развивать грамматический строй речи, связную речь;
формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование родителей «Как говорит ваш ребенок»;
Консультации «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка»;
Круглый стол «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
Просвещение родителей: информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;
Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
Конкурс «Речецветик».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный этап.
Подборка и изучение методической литературы по теме;
Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта);
Анкетирование родителей по теме;
Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
Разработка перспективного плана работы;
Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
Создание «Центра развития речи» в группе;
Разработка итогового мероприятия «Поможем Колобку вернуться домой».
II этап. Этап реализации проекта.
Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта
Образовательная область Тема организованной образовательной деятельности Цель организованной образовательной деятельности
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Тема «Домашние животные и их детёныши» Формировать представление детей о домашних животных и их детёнышах, умение детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника. Правильно произносить существительные в родительном падеже. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями. Воспитывать бережное и заботливое отношение к домашним животным.
Тема «Дикие животные и их детёныши» Формировать представление детей о диких животных и их детёнышах, умение детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника. Правильно произносить существительные в родительном падеже. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями. Воспитывать бережное и заботливое отношение к диким животным.
Тема «Женский день 8 марта» Формировать представление о государственном празднике 8 марта. Познакомить детей с женскими профессиями. Воспитывать умение детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника, отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями. Воспитывать доброе отношение к маме и бабушке, желание заботиться о них, расширять гендерное представление.
Тема «Театр» Формировать у детей представление о театре. Познакомить с профессией артиста. Воспитывать умение детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника, отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями. Пополнить и активизировать словарь детей по теме.
Тема Загадывание загадок по теме «Весна». Развивать у детей слуховое внимание, закреплять правильное произношение звуков в словах, развивать хорошую дикцию. Воспитывать любовь и интерес к устному творчеству.
Тема «Русские народные потешки, прибаутки, заклички» (чтение и заучивание) Познакомить с жанровым разнообразием малых фольклорных форм: песенки и потешки. Отрабатывать произношение гласных звуков «А», «О», «У», «И» Учить детей отчетливо и выразительно произносить слова стихотворения, соблюдая умеренный темп речи. Упражнять в произнесении чисто говорок с этими звуками. Воспитывать любовь и интерес к устному творчеству. Развивать словарный запас.
Тема «Теремок» (пересказ русской народной сказки)
Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательных сказок. Формировать умение пересказывать сказку вместе со взрослым. Упражнять в правильном произношении звуков «о», «э», «ы». Воспитывать внимание, желание слушать педагога, отвечать на его вопросы. Обучать детей умению описывать игрушки ( Лит: О. С. Рудник стр 95). Развивать словарный запас.
Тема «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательных сказок. Формировать умение пересказывать сказку вместе со взрослым. Воспитывать внимание, желание слушать педагога, отвечать на его вопросы. Развивать словарный запас.
Тема: «У страха глаза велики» Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательных сказок. Формировать умение пересказывать сказку вместе со взрослым. Воспитывать внимание, желание слушать педагога, отвечать на его вопросы. Развивать словарный запас.
Тема «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» Формировать умение пересказывать сказку вместе со взрослым. Упражнять в правильном произношении звуков к – кь. Воспитывать внимание, желание слушать педагога, отвечать на его вопросы.
Тема «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавель» Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательных сказок. Формировать умение пересказывать сказку вместе со взрослым. Воспитывать внимание, желание слушать педагога, отвечать на его вопросы. Развивать словарный запас.
Тема «Кошка с котятами» Формировать умение составлять с помощью воспитателя короткий рассказ. Закреплять знание обобщающих понятий: дикие, домашние.
Тема «Лиса с лисятами» Формировать умение составлять с помощью воспитателя короткий рассказ. Закреплять знание обобщающих понятий: дикие, домашние.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Чтение художественной литературы)
Тема «Чтение рассказа В. Осеева «Волшебная кисточка»
Формировать умение у детей внимательно слушать произведение, эмоционально откликаться на содержание, передавая побудительную и вопросительную интонацию. Развивать лексику, совершенствовать диалогическую речь.
Тема: Заучивание стихотворения А. А. Блока «Зайка» Формировать умение у детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение.
Развивать умение подбирать определение заданному слову
Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.
Тема: Заучивание стихотворения С. Я Маршака «Открываем календарь…» Формировать умение у детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение. Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.
Чтение стихотворения «Наша квартира» Формировать умение у детей внимательно слушать стихотворение, эмоционально откликаться на содержание, передавая побудительную и вопросительную интонацию. Развивать лексику, совершенствовать диалогическую речь.
Тема: Стихи С. Я. Маршака «Зоосад» Познакомить детей литературным жанром – поэзия, побуждать дошкольников выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях, развивать интонационную выразительность при чтении стихов. Воспитывать интерес к поэзии и творчеству Маршака.
Тема: Стихи К. И. Чуковского «Путаница» Познакомить детей с поэтическим наследием детского писателя, побуждать детей понимать юмористический характер литературных текстов, развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность при чтении отдельных стихотворных строк. Закреплять четкое произношение звуков (м, б, п, н, т, д, к, г, х, упражнять в звукоподражании животным. Воспитывать любовь к литературе.
ПОЗНАВТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (Окружающий мир) Тема «Бытовая техника» Формировать знания детей о бытовой техники; дать знания о её назначении в жизни человека; о безопасном её использовании. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями, пополнить словарный запас.
Тема «О диких зверях и домашних животных» Формировать представление детей о домашних и диких животных и их детёнышах. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями. Воспитывать любовь к животным.
Тема «День защитников отечества»
Формировать первичные представления о Российской Армии, о мужчинах, как защитниках Родины, умение детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника. Познакомить детей с «военными» профессиями. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями. Воспитывать любовь к родине.
Тема «Кем быть» Формировать представление детей о профессиях. Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже. Воспитывать любовь к труду взрослых.
Тема «Моя семья» Формировать представление детей о семье, формировать умение называть членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь.
Тема «Урок дружбы» Формировать представления о действиях и поступках в которых проявляется доброе отношение друг к другу. Развивать словарь детей, связную речь.
В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «Дудочка», «Киска пьет молоко», «Пыхтелки», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик», «Подуем на горячий чай», «Очень вкусно», «Откусим пирожок», «Птенчик», «Пила», «Топор», «Молоко», «Погреем руки», «Рычание». «Вой», «Трубочка», «Улыбка», «Белка грызет орешки», «Конфетка», «Самовар», «Ветерок», «Индюк», «Теленок пьет молоко», Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.
БЕСЕБЫ «Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Моя малая Родина», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина», «Моя любимая книга», «Мой любимый герой мультфильма», «Профессии», «Весна в гости к нам пришла». Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни Петрушке», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану). Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.
ПОДВИЖНЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».
Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.
Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.
Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Репка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».
Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.
Сюжетно – ролевая игра «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Кафе» ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.
Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.
Чтение художественной литературы
Фольклор: «Чистая водица», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».
Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Как коза себе избушку построила», «Теремок», «Три поросенка».
Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».
Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.
Наблюдения на прогулках:
за живой, или неживой природой,
ближайшими строениями,
деятельностью детей,
трудом людей.
Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.
Работа с родителями.
1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок»;
2. Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка»;
3. Участие родителей в круглом столе «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
4. Информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;
5. Участие родителей в фотовыставке «Читаем вместе с мамой».
6. Участие родителей в конкурс «Речецветик» (пополнение «Центра речевого развития» в группе дидактическими играми)
III этап. Заключительный этап.
Подведение итогов проекта «От слова к слову»;
Проведение итогового мероприятия – открытая организованная образовательная деятельность по развитию речи детей младшей группе «Поможем Колобку вернуться домой»;
Постановка детьми русской народной сказки «Теремок»;
Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
Подведение итогов конкурса «Речецветик». Награждение победителей;
Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
Фотоотчет проведения проекта «От слова к слову».
Список используемой литературы
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
2. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013 г.
3. Карпухина Н. А. Конспекты занятия во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж, 2010 г. ;
4. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2012 г.
5. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н., Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 г.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Владос, 2004 г. ;
7. Ушакова О. С., Колунова Л. Г. Развитие образной речи детей дошкольного возраста/Детский сад от А до Я – 2005 - №2;
8. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015 г.