Краснова Полина
Проект «Моя семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка и реализация образовательного проекта по теме
«Моя семья» в старшей группе детского сада
Подготовила воспитатель:
Краснова П. Н.
Описание проекта
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Представленный проект представлен как система организации сотрудничества семьи (родители) и старшей группы детского сада в области организации досуговой деятельности и привлечения родителей к активному сотворчеству в воспитательно-образовательном процессе группы.
Проект является результатом ознакомления как психолого-педагогических источников по проблеме в соответствии с ФГОС ДО, так и анализа современных инновационных технологий в сфере сотрудничества ДОУ с семьей.
Апробация, оригинальность идей и обобщение положительного опыта старшей группы детского сада с родителями воспитанников по вопросам досугопроведения и совместного времяпрепровождения в рамках данного проекта.
В рамках проекта выделяются два направления сотрудничества с семьей. Первое из них – направлено на установление долговременных и прочных связей с семьями воспитанников группы с целью более глубокого изучения взаимоотношений в семье и сглаживание конфликтных ситуаций во взаимодействии ДОУ и семьи. Второе направление – поддержание активной позиции родителей группы, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами ДОУ.
В проекте представлены традиционные и интерактивные работы с родителями.
Проект адресован работникам дошкольного образовательного учреждения, может быть использован родителями в домашнем воспитании и позитивной организации досуга детей в рамках семейного воспитания.
Программное содержание работы по сотрудничеству:
1) Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов расширения знаний о досуге детского времяпровождения совместно со взрослыми.
2) Разработать и внедрить в практику работы старшей общеобразовательной группы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
3) Активизировать и обогатить воспитательные знания и умения родителей и увеличить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
4) Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс старшей группы ДОУ.
Актуальность проекта
Семья и дошкольное учреждение – фундаментальные институты, в которых осуществляется социализация детей. Их функции по воспитанию сильно различаются, но для того, чтобы ребенок был всесторонне развит, чтобы сформировалась социально-значимая личность, они должны тесно взаимодействовать. Дошкольное учреждение играет очень важную роль в развитии ребенка.
Отношение семьи к дошкольному учреждению сильно зависит от того, как эффективно ребенок сможет овладеть этими навыками, применяя их в своей жизни. Осуществление активного участия родителей в воспитательном процессе маловероятно непосредственно влияет на успешное развитие дошкольника.
Также отмечается, что взаимодействие семьи с дошкольным учреждением играет большую роль в осуществлении преемственности, развития социально-значимой личности ребенка, влияния не только на формирование представлений родителей и педагогов друг о друге, но также требуется их детальное изучение. Кроме того, разработка методических рекомендаций, для того чтобы повысить эффективность взаимодействия между педагогами и законными представителями детей.
Чаще всего от педагогов можно услышать, что родителей невозможно ничем удивить. Но в результате проведенных исследований О. Л. Зверевой, были получены результаты, которые позже были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, они показывают, что то, как относятся родители к активному сотрудничеству и участвуют в различных мероприятиях, зависит, в первую очередь, от того, как организованна воспитательная работа в детском саду, насколько заинтересованы и инициативны педагогические работники, насколько активна её позиция в решении вопросов, касающихся педагогического просвещения родителей, в частности и дистанционного, что является в настоящее время очень актуальным.
Во многом определяется его спецификой и содержание работы детского сада в микросоциуме, которое может быть весьма разнообразным. Ее самоценность - в расширении социализации детей, упрочении обратной связи с семьями воспитанников, креативности и использовании творческого потенциала сотрудников детского сада, что в свою очередь играет большую роль в повышении авторитета дошкольного учреждения, а помимо этого и общественного воспитания в целом.
Анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта : «Досуговые формы работы с семьей».
Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта :
- между повышением эффективности и совершенствованием системы взаимосотрудничества группы и семьи воспитанников, а также поиска, выявления новых форм взаимодействия и их успешного внедрения, реализации;
- между формированием педагогической компетентности родителей в досуговой детской деятельности и недостаточным использованием современных технологий взаимодействия по реализации данной проблемы.
Данные противоречия определило присутствие проблемы: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
Объект проекта : родители воспитанников старшей группы детского сада.
Предмет проекта : досуговые формы с семей воспитанников.
Тип проекта : практико-ориентированный, короткосрочный, открытый, коллективный
Участники проекта : дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов».
Новизна и практическая значимость: Проект разработан на основе «модели трех вопросов»
ЧТО МЫ ЗНАЕМ? «Что такое семья? Что ценного в семье?"
«Что вы знаете о семье и семейных ценностях»
Ответ Сережа Ш. : «Мама, папа и я вот моя семья»
Ответ Ангелина Д. : «Я вместе с мамой и папой ходим заниматься спортом на лыжную базу, это наше семейное увлечение»
Ответ Женя Л. : «А я играю с младшим братом, я его люблю»
Варя П. : «А у меня нет младшего брата, и я хочу, чтобы мне мама родила сестренку, а пока я в семье одна»
ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? Для чего создают семью? В чем ценности семьи? Какие ценности считаются семейными? Ангелина Д. : «Что было до моей семьи? Когда мама и папа были маленькими, как они жили?»
Яна О. «Как появилась моя семья?»
Сережа Ш. : «Я хочу узнать свою родословную. Что означает моё имя?»
Варя П. «А кем были мои далекие предки?»
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ?
Алия Б. предложила: «Давайте спросим у родителей»
Лера Б. «Надо спросить у моей бабушки она много живет, может она, чем-нибудь поможет и что-нибудь расскажет»
Катя Н. «И у моей бабы Шуры спросим, она старенькая и у неё много фотографий есть старых»
Данил П. «А еще можно в книжках посмотреть, и показать ценности своей семьи»
Ангелина Д. «И еще семейные соревнования сделать: моя семья точно будет участвовать»
Цель проекта : организация досуговой деятельности по взаимодействию родителей и педагогов группы старшего дошкольного возраста в детском саду.
Задачи проекта :
- Повысить уровень компетентности родителей по организации досуговой детской деятельности в семейном воспитании.
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе группы старшего дошкольного возраста.
- Создать условия для повышения эффективности системы сотрудничества с семьей в рамках программы развития ДОУ
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и их родителей, регулярность и систематичность работы в рамках проекта согласно плану реализации.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс теоретических и практических методов деятельности: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы (наблюдение, тестирование, анкетирование); внедрение досуговых форм в организацию воспитательного процесса при совместной деятельности; анализ документации по работе системы сотрудничества ДОУ и семьи в старшей группе детского сада; обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Сроки выполнения: Педагогический проект по организации досуговой деятельности и приобщению родителей к сотрудничеству в рамках проекта рассчитан на 8 недель (2 месяца).
Предполагаемые результаты проекта :
- выявлены инновационные формы педагогического взаимодействия в досуговой деятельности педагогов старшей группы ДОУ и родителей с учетом современных тенденций домашнего воспитания в семье дошкольника;
- исследованы педагогические аспекты дисгармонии семейных детско-родительских отношений как фактора нарушений семейной социализации дошкольника и проведена профилактика их появлений в семье;
- сконструирована система взаимодействия педколлектива ДОУ и родителей воспитанников в отдельно взятой группе в рамках досуговой детской деятельности;
- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ.
Содержание и предполагаемый продукт проекта :
Этапы реализации проекта «Досуговые формы работы с семьей»
I этап – «У истока» – ознакомительный.
Цель этапа: Выявление знаний детей и их родителей о досуговых формах взаимодействия.
1. Анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы совместные формы организации детской досуговой деятельности?»
2. Посещение семей воспитанников с целью знакомства, с вовлечением их в педагогический проект, с семейными традициями.
3. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
II этап – «Вместе весело играть» - просветительский
Цель этапа: Знакомство детей и их родителей с семейными праздниками и досугами через разные формы организации совместной деятельности.
1. Создание фотовыставки «Мой родной город, и я», в рамках которого и будет проходить знакомство между собой всех участников проекта.
2. Устные журналы и консультации для родителей на темы: «Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка – дошкольника», «Воспитание привычек у ребенка», «Семейные традиции»
3. Изготовление папки-передвижки «Там, где истоки семьи».
4. Выставка семейных изделий своими руками «Семейное хобби».
5. Изготовление каждой семьей и праздник «Мой семейный клан» посвященный представлению своего генеалогического древа.
6. Родительские собрания: «В каждой семье свои традиции»; «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».
7. Развлечения: «Широкая Масленица»; «День Матери»; «Звездный фейерверк».
8. Изготовление поделок с детьми ко Дню семьи.
9. Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями.
11. Рисование детьми на тему: «Семейные ценности» «Мир без вредных привычек».
13. Презентация семейного праздника «Я и моя семья – словно не разлей вода».
III этап – «Волшебство семейного общения» - заключительный
Цель этапа: Использование современных наиболее эффективных форм организации досуговой деятельности в семье с использованием технологий сотрудничества ДОУ и семьи.
1. Развлечения: «Супербабушка».
2. Конкурс чтецов «Семейные тайны».
3. Спортивный досуг «100% семья – там, где мы, там спорт всегда».
4. Создание мини-музея семейных реликвий, традиций.
5. Семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями».
Оценка результатов:
Предполагается, что одним из главных аспектов досуговой деятельности в рамках данного проекта будет активное участие родителей во всех мероприятиях и эффективность данной системы в отдельно взятой группе детского сада, проводимых по плану данного проекта, а также более внимательное отношение к семейным традициям и к родному городу.
При условии выполнения всех этапов проекта в полном объеме от полученного положительного эмоционального заряда во время проведения совместных досугов и праздников до внесения в семью нового витка домашних традиций и неиссякаемого родника семьи.
Список литературы:
1. Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями / Р. Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. 2007. - № 7. – С. 67-71.
2. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
3. Акентьева Т. «Качественное время» семьи. // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал, 2010. - № 5.
4. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
5. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—48; № 2. — С. 44-49.
6. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
7. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II) : материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с. ISBN : 5-87953-203-8.
9. Петров С. К. Информационные технологии сегодня: учебное пособие / С. К. Петров. - М. : "ТДК", 2008. – 250 с.
10. Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 73-84.
11. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребёнка. Взаимодействие ДОУ и семьи : методическое пособие / И. О. Пастухова. - М. : Сфера, 2007. – 46 с. ISBN 978-5-89144-808-7.
12. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А. В. Меренков, Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с. ISBN 978-5-8754-8769-04-8.
13. Майер А. А., Давыдова, О. И., Воронина, Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада: приложение к журналу «Управление ДОУ» / А. А. Майер, М. : Сфера, 2011. – 128 с. ISBN 978-5-9949-0423-7.
14. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: учебник для студентов вузов / П. Ф. Лесгафт. – М. : Либраком, 2010. - 216 с. ISBN 978-5-397-01546-2.
15. Зверева О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О. Л. Зверева. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 80 с. ISBN 5-89144-539-5.