Екатерина Васильева
Проект «Моя Родина — Россия. Конституция Российской Федерации» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Лесная сказка»
Творческий – познавательный проект в подготовительной группе
«Моя Родина - Россия. Конституция Российской Федерации»
Авторы проекта :
Васильева Екатерина
Константиновна.
с. Верховажье, 2023 год
Паспорт проекта.
Публикация «Проект „Моя Родина — Россия, Конституция Российской Федерации“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- День Конституции, 12 декабря
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Тема проекта : «Моя Родина - Россия. Конституция Российской Федерации»
Вид проекта : творчески-познавательный, краткосрочный.
Срок реализации проекта : 11.12.23 по 15.12.23.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители (законные представители).
Проблема:
Тема патриотизма стала очень актуальна в наши дни. Поэтому необходимо так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей «волновало настоящее и будущее его Родины».
Актуальность проекта :
У каждого государства, каким бы оно не было маленьким или большим как Россия, живут люди по своим определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь. Все эти права и обязанности, выработанные на протяжении многих веков, собраны в определенном документе и называется такой документ – Конституция.
Конституция – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан.
Поэтому уже в дошкольном возрасте мы обязаны знакомить детей с основными положениями Конституции, воспитывать любовь, уважение к Родине, государственным символам и гордость за свою страну, прививать начальные правовые знания, формировать правовую культуру.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников знаний о Конституции РФ, являющейся основным сводом законов государства, в которых закреплены права и обязанности граждан России.
Задачи:
- формировать представления о том, что Конституция РФ это основной закон государства;
- познакомить детей с некоторыми правами и обязанностями людей;
- развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам;
- вызывать желание знать и соблюдать законы Российской Федерации;
- обогащать словарный запас детей: «Конституция», «право», «закон», «дружба», «примирение», «патриотизм», «гимн», «герб» и т. д. ;
- формировать дружеские отношения, уважение к культуре народов страны, терпимость к людям независимо от их национальной принадлежности, языка и вероисповедания;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, решать конфликтные ситуации.
Предполагаемый результат проекта :
- систематизировать и углубить знания детей о празднике
«День Конституции»;
- активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.
- в группе создать необходимые условия по ознакомлению детей по теме проекта;
- сформировать правильное отношение к законам, правам и обязанностям, закрепленных в конституции РФ;
- воспитать у детей любовь к своей стране, уважение к другим людям, народам, их традициям.
Методы и приемы:
• - наблюдения;
• - познавательные беседы;
• - непосредственно-образовательная деятельность;
• - просмотр иллюстраций;
• - чтение познавательной художественной литературы;
- игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
Направления деятельности Ответственные
Подбор методического материала.
Подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников.
Планирование работы.
Организация РППС
Разработка конспектов НОД, бесед по ознакомлению детей с законами, правами и обязанностями, закрепленными в конституции РФ.
Воспитатели
2. Основной этап
Образовательная область Вид и тема совместной деятельности Участники
ОО «Познавательное развитие» 1. НОД "Право ребенка жить и воспитываться в семье"
2. Беседа «12 декабря День конституции»
3. Просмотр мультфильма
«Конституция для детей от бабушки: просто о сложном";
мультимедийной презентаций «Что мы знаем о народах России».
Рассматривание альбома «Моя Россия», «Права ребенка».
Дидактические и словесные игры:
Лото: «Я ребенок. Имею право»; «Моя семья»;
«Собери пазл»; «Подбери символы нашей страны (области, района)».
Настольная игра «Наша Родина» Дети и воспитатели
ОО «Речевое развитие» Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя Родина Россия».
«Родина» А. Ким;
Конституция О. Емельянова; Права человека
О. Манойлина, И. Агеева; «Родина»
3. Александрова
Чтение пословиц и поговорок о Родине, семье. Дети и воспитатели
ОО «Художественно-эстетическое развитие». 1. НОД ручной труд «Дом»
2. НОД Лепка «Дружный хоровод»
3. Раскрашивание раскрасок по теме проекта Дети и воспитатели
ОО «Физическое развитие»
Пальчиковая гимнастика, физминутки
- «Моя семья»
Подвижные игры:
Р. н. и. «Пятнашки», «Молчанка», татарские н. и.
«Лисичка и курочка»
«Скок-перескок» Дети и воспитатели
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Больница», «Школа»
Дети и воспитатели
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о правах ребенка» Воспитатели
3. Заключительный этап
Викторина.
«О правах играя»
Дети и воспитатели
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду, Москва, 2005г.
2. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду», Москва, 2011г.
3. Скоролупова Т. М. «Игра – как праздник», Ростов- на – Дону, 2013г.
4. Кениман А. В. Детские подвижные игры «Просвещение», Москва 2000г.
5. Черенкова Е. А. «Уроки этикета и вежливости для детей» М. : ООО Издательство «Дом XXI век», 2006г.
6. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград,2012г.
7. Журнал «Дошкольное воспитание»/Бурлакова И. А., Волобуева Л. М. : ООО Издательский дом – 2013.
8. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. - М. : «ТИД «Русское слово – РС», 2002.
Результаты работы над проектом
Воспитанники группы активно участвовали во всех мероприятиях проекта. Проект способствовал закреплению и уточнению представлений об основном законе нашей Родины, о правах и обязанностях граждан, населяющих нашу страну, способствовал формированию умений и навыков жизни в демократическом обществе на доступном для ребенка возрасте.
Дети знают, что 12 декабря – один из главных государственных праздников, это правовое законодательство нашей страны.
Дошкольники понимают, что соблюдать законы нашей страны – это значит прилежно заниматься, охранять природу, соблюдать правила поведения в общественных местах, уважать труд взрослых.
Приложение
Вопросы и задания викторины
Разминка
1. Наша страна называется… Россия.
2. Граждане России называются… россияне.
3. Столица России – город… Москва.
4. Кто президент в России… Путин.
5. Кто выбирал президента… российский народ.
6. Какой документ имеет гражданин России… паспорт.
7. В каком документе записаны права гражданина России… Конституция РФ.
8. Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности.
Вопросы 1 команде
1 Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
Вопросы 2 команде
2 Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.) «Гимн» А. Александров.
Задание – игра
1 команде
Выбрать среди разных флагов российский флаг. Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.
2 команде
Флаг Верховажского округа. Что означают символы на флаге?
"Сказки-правознайки".
Вопросы викторины:
1 команде
-В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным(«Колобок».)
2 команде
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
2) В какой сказке животное съело бабушку и внучку? (Серый волк)
«Угадай героя по описанию».
1 команде
«Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял
сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая
его право на личную неприкосновенность и жизнь». (Козлёночек).
«Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта» (Старуха).
2 команде
«Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т. е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на созданием семьи, девушка была счастлива. В этом ей помогала ее крестная фея» (Золушка).
«Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной рыжей пушистой коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома его другом Петушком» (Заяц).
«Главные праздники России».
(загадки,
-Дед Мороз принес подарки,
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник… (Новый год).
- Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День… (Защитника Отечества).
-Если нам куда-то надо,
Путь найти поможет карта.
Если нам нужны награды,
Быстрый бег начнем со старта…
А весной мы встретить рады
Женский день… (Восьмое марта).
- Музыка, флаги, шары и цветы,
Столько весенней вокруг красоты!
Первого мая отметим всегда
Радостный праздник… (Весны и труда).
Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный… (День Победы).
Награждение победителей
Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность,
у каждого человека есть то свое, что отличает его от остальных людей.
Все мы понимаем друг друга, у нас есть то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей? Права человека. Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения.
Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
Приложение.
Дидактические игры
Игра лото
«Я – ребёнок, я имею право»
Цель: закрепить знания о правах ребё нка: на медицинский уход, на отдых, на бесплатное образование, на достаточное питание, на воспитание в семейном окружении, о правах детей инвалидов; сформировать у детей правильный взгляд на жизненные ситуации.
Ход игры: принять участие могу 2- 6 ребенка
Большие карточки раздаются поровну каждому игроку. Мини-карточки картинками вниз и перемешиваются. Ведущий мини-карточек показывает то, что изображено, ребенку предлагается сопоставить то, что изображено на мини-карточке с правом, которое обозначено на большой карточке. Ребенок должен краткими комментариями обосновать свой выбор.
«Подбери символы нашей страны (области, района)».
Цель игры: закрепить и обобщить знаний детей о государственных символах страны, области, округа; находить на карте г. Москва,
г. Вологда, с. Верховажье
Ход игры: предложить детям из набора карточек выбрать флаг и герб России и т. д.
«Собери пазл»
Цель: учить дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов.
Ход игры: Дети рассматривают каждую часть, составляют изображение.
Настольная игра: «Наша Родина»
Цель: закрепить знания детей о государственных символах России, культуре русского народа.
Подвижные игры
Р. н. и.
«Пятнашки»
Организация игры:
Игроки выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.
Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.
Пятнашки-зайки
Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.
«Молчанка»
Задача: развивать умение действовать на сигнал, выдержку, творческий подход к игре. Упражнять в основных видах движениях.
«Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе
По чужой полосе,
Там чашки орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!»
Как скажут последние слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают; по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыграть фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
татарские н. и.
«Лисичка и курочка»
Задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге, в умении увертываться.
Организация игры: На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи, на противоположном – стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков, то он снова водит. Татрские н. и.
«Скок-перескок»
Задача: развивать умение действовать по сигналу; упражнять в прыжках на одной ноге (правой и левой).
Организация игры: на земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим в следующей игре.
Художественная литература
Конституция
О. Емельянова
Конституция России
Гражданам дает права.
Никаких законов сила
Не сильней, чем в ней слова.
Право есть на честный суд,
Право на жильё и труд,
Право созидать, учиться,
Избираться и лечиться…
И запомните, друзья,
Их у нас отнять нельзя!
---
Конституция — закон особый,
Главный для страны и для людей,
Каждый должен с нею быть знакомым,
Жить так будет проще, так нужней.
Поздравляю всех с днем этого закона,
Конституция живет уже давно,
В ней найдешь ответ на все ты споры,
Что касаются любого все равно. Права человека
О. Манойлина, И. Агеева
Человек имеет право
Жить и жизнью наслаждаться.
Человек имеет право
Отдыхать и обучаться.
Человек имеет право
Петь, плясать и веселиться,
Человек имеет право
Домом, Родиной гордиться.
Человек имеет право
«Нет!» – сказать всем страшным войнам,
Человек имеет право
Жить трудом своим достойно.
Человек имеет право
Принимать любую веру,
Человек сам выбирает,
Чьему следовать примеру.
Человек имеет право
На всех прав своих защиту.
Все права детей и взрослых
В Конституции ищи ты.