МААМ-картинки

Проект «Моя новая школа»

Елена Брусницына
Проект «Моя новая школа»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Моя нова школа».

КВИЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработчик:

Брусницына Елена Николаевна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка»

2022

Содержание

Введение…. 3

1. Развитие воображения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема …4

2. Возможности квиллинга в развитии воображения детей дошкольного возраста….…6

Публикация «Проект „Моя новая школа“» размещена в разделах

3. Педагогический проект по развитию воображения детей дошкольного возраста при помощи техники квиллинг…. 8

Заключение…. …9

Список литературы….…. ….10

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном детстве необходимо разнообразное всестороннее развитие. В современных условиях развития системы образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в основе формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства должна стоять идея обогащения их духовного мира.

Воображение может развиваться успешно в художественной продуктивной деятельности. Наиболее интересна для развития воображения техника квиллинг.

Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает воображение и художественные возможности. Развитие детского творчества является актуальной проблемой в современной педагогике. Современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, подвижность и гибкость мышления, творческий подход к решению поставленных задач.

Объектом нашего исследования является развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Предметом – квиллинг, как средство развития воображения детей дошкольного возраста.

Цель – выявить и обосновать возможности квиллинга, в развитии воображения детей дошкольного возраста.

Гипотеза, квиллинг может являться средством развития творческого воображения детей дошкольного возраста, поскольку можно использовать различные методы и приемы. Поставленная цель может быть достигнута через решение следующих задач:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, выявить особенности развития воображения детей дошкольного возраста.

2. Обосновать возможности квиллинга в развитии воображения детей дошкольного возраста

3. Разработать проект деятельности педагога по развитию воображения детей дошкольного возраста по средствомквиллинга

Актуальность проблемы и недостаточная степень ее методической и практической проработанности обусловили выбор темы нашей выпускной квалификационной работы.

Проблема заключается в поиске возможностей развития воображения на занятиях по квиллингу.

Противоречие состоит в необходимости развития воображения на занятиях по квиллингу и недостаточной методической проработанностью.

1. Развитие воображения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Основным отличием воображения от фантазии является то, что воображение – это идеи, образы, основанные на реальности, а фантазии – это все то же самое, но создание не реальных, сказочных условий, объектов, ситуаций.

Как российскими, так и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследованиям творчества, развитию творческого начала, способностей, изучению воображения.

Советский психолог Л. С. Выготский писал: «Обычно под воображением или фантазией, имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

С. Л. Рубинштейн выделяет:

• пассивное и активное воображение – они различаются по степени намеренности;

• воспроизводящее и творческое (преображающее) - воспроизводящее воображение заключается в воссоздании определенных образов, а творческое в создании новых;

• конкретное и абстрактное – различаются в зависимости от характера образов.

Столяренко Л. Д. и Самыгин С. И. считают, что основными видами воображения являются пассивное и активное, которые в свою очередь делятся на различные подвиды

Пассивное воображение имеет две формы: произвольное и непроизвольное. К непроизвольным формам воображения относятся:

сновидения – в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение жизненно важные потребности, которые из-за определенных причин не могут получить реализации в жизни;

галлюцинации – это фантастические видения, которые не имеют никакой связи с окружающим миром человека. И которые являются результатом каких-либо нарушений психики.

Пассивными произвольными формами воображения считаются:

• грезы – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, которое очень часто идеализируется;

• мечта – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, желание, которое связано с действительностью и осуществима.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте;

Помимо всех указанных видов воображения Немов С. Р. так же выделяет продуктивное и репродуктивное воображение.

Продуктивное воображение – это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.

Репродуктивное воображение – это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть.

Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Рубинштен С. Л. отмечает, что «воображение формируется в процессе творческой деятельности».

Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа;

образ действия существа или образ действия с предметом.

Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображениявоссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Детское воображение – это прежде всего творчество. При активном развитии воображения в общем психическом развитии ребенка существует и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает менять действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка.

2. Возможности квиллинга в развитии воображения детей дошкольного возраста

Эффективность развития воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются :

1. практические методы (упражнения на закрепление техники);

2. наглядные методы и приемы (использование натуры, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций);

3. словесные методы и приемы (рассказ, беседа, чтение художественной литературы и т. д.);

4. игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры, игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

5. репродуктивные методы (воспроизведение полученных знаний и актуализация собственного опыта)

Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

В руководстве квиллинга используются следующие игровые методы и приемы:

1. Обыгрывание предметов, игрушек;

2. Обыгрывание готового изображения;

3. Обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;

4. Обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д. ; игровые приемы с элементами ролевого поведения;

5. Использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме, но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

Обыгрывание готового изображения, имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его. Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию работы киллинга.

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Например, при выполнении коллективной композиции — макета, этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения. Так дети, прокладывают дорожки, «сажают» деревья, изготавливают загон для домашних животных. Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. няют предъявляемые им требования.

На занятиях квиллингом также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например: «Чудесные превращения», «На что это похоже?», «Загадки и отгадки» и др.

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

• Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ;

• Фантастическое объединение (не существующее что-то);

• Свободное фантазирование;

• Придумайте новый праздник или конкурс;

• Придумайте фантастическое сооружение;

• Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.

Так же мы можем выделить следующие методы развития воображения детей в дошкольном возрасте :

1. «Опредмечивающий» образ;

2. Образ, построенный способом «включение»;

3. Наглядное моделирование;

4. Действие замещения

3. Педагогический проект по развитию воображения детей дошкольного возраста при помощи техники квиллинг

Главной целью проекта является, развитию воображения детей дошкольного возраста в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Исходя из проведенного исследования, нами было выявлено, что уровень развития воображения детей находится на среднем и низком уровне. Исходя из этих данных, нами был разработан проект, который несет художественно-эстетическую направленность, название проекта «Филигрань».

Задачи проекта :

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга (тугой рол, свободный рол, капля, изогнутая капля, глаз, треугольник, квадрат, полукруг, V-образная завитушка, S-образная завитушка, сердце, луна, стрела, реснички)

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Программа «Филигрань» предназначена для детей старшего дошкольного возраста – подготовительной группы шести, семи лет, и рассчитана на один год обучения.

Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Филигрань» проводится во вторую половину дня два раза в месяц, восемнадцать занятий в один учебный год.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей –один академический час длительностью не более тридцати минут в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10

Исходя из поставленных целей и задач, нами было составлено расписание занятий, которые вошли в проект «Филигрань» представленных в приложениии1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы.

В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, основная цель образования в детских садах, это развитие личности дошкольника и его творческих способностей.

В процессе исследования нами были достигнуты задачи, которые были определены в соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы рассмотрели основные понятия по теме исследования: «воображение», «творческое воображение», «квиллинг». Изучением творческого воображения занимались такие исследователи, как психологи Л. С. Выгодский, А. Я. Дудецкий, О. М. Дьяченко, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн. Мы придерживаемся определения, что воображение – это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. Также мы выявили возрастные особенности творческого воображения у детей. Воображение у детей начинает формироваться в игре в дошкольном возрасте, затем у младшего школьника воображение начинает изменяться под влиянием учения, появляется большая устойчивость образов, которые сохраняются в памяти, становятся более разнообразными.

С целью выявления начального уровня развития воображения детей, нами были проведены диагностики О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». По результатам диагностики выяснилось, что большинство детей имеет средний уровень развития воображения.

Нами был разработан педагогический проект занятий квиллингом в дошкольной образовательной организации, направленный на развитие воображения дошкольников. Также составлен тематический план тем занятий, их краткое содержание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башаева Т. В. Готовим ребенка к школе : развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Ярославль: Академия развития 2008. 208 с.)

2. Букина С., Букин М. Квиллинг: шаг вперед. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 94 с)

3. Букина. СветланаКвиллинг: мастерство бумажных завитков. — Россия: Феникс, 2010. — 270 с.)

4. Быстрицкая Александра Ильинична Художник: Лукьянцева М. А. Редактор: Тимофеева Т. В. Издательство: Айрис-Пресс) 2013 г.

5. Васильевой В. И. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. – М. : Академия, 2005, с 102

6. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального художественного развития личности младшего школьника. 3-е издание. [Текст] – СПб: «Детство-пресс», 2006 - 144 с.)

7. Выготский Л. С. : "Воображение и творчество в детском возрасте". –– СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.)

8. Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 31-34.)

9. Дженкинс Джейн. Узоры и мотивы из бумажных лент. Издательство: Издательская группа «Контент», 2010, русский, 50 стр)

10. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей МОЗАИКА-СИНТЕЗ 160 стр)

11. Журнал «Радость творчества: Фантазии из бумаги (квиллинг)» №6 2012г. Издатель: ООО "Формат-М" и Журнал "Девчонки-мальчишки. Школа ремесел", 2012 г. Иллюстрации: Цветные Страниц: 56)

12. Зайцева А. А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент. –М. : Эксмо, 2010. -64с.)

13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю Педагогический словарь Авторы:.)

14. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. [Текст]- СПб. : Речь, 2006.-216с.)

15. Крутецкий В. А. Психология / В. А. Крутецкий - СПб. : Питер, 2000. - 659с. Руберг, Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. / Г. Руберг – М. : Наука, 2001. - 659с. ].

16. ЛЫКОВА И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».)

17. Малков В. И. Бумажные фантазии. - М. : Просвещение, 2012.)

18. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с., с. 201).

Публикации по теме:

Проект для детей подготовительной к школе группы «Школа толерантности» Вид проекта: Социально - значимый Сроки реализации проекта: октябрь 2019 г. – декабрь 2019 г. Участники проекта: дети подготовительной к.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Выпускной в 4 классе «Прощай, школа — здравствуй, школа» Тема: Прощай школа, здравствуй школа. Задачи: 1. Воспитывать умение общаться, дружить, делать человеку праздник. 2. Способствовать сплочению.

Педагогический проект «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!». ФотоотчетПедагогический проект «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!». Фотоотчет Проекта по познавательному, речевому, художестаено- эстетическому, социально- комиуникптивному развитию. Цель проекта: Вызвать у детей ностальгию.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «До свидания, детский сад, здравствуй школа!» Проект посоциально – коммуникативному,.

Проект «От Москвы до самых до окраин» на фестивале проектов «Новая волна» Уважаемые коллеги, в конце марта на базе КОУ ХМАО – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ» проходил Фестиваль педагогических.

Проект «Богатырский хлеб». Новая кукурузная история.Проект «Богатырский хлеб». Новая кукурузная история. Приглашение в полёт! Иллюстрация О. Тарасовой к сказке "В полёт!". Используется с её согласия Недавно выложенная публикация Татьяны Горячевой.

Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Семья — школа здоровья»Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Семья — школа здоровья» Паспорт проекта Вид проекта: практико -ориентированный. Продолжительность: сентябрь-ноябрь 2021года. Участники проекта : родители, дети.

Проект «Школа для малышей» (Монтессори-материал)Проект «Школа для малышей» (Монтессори-материал) Актуальность: В первые годы жизни ребёнок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещаться в пространстве, чтобы ближе.

Творческий межгрупповой проект «Школа искусств семи гномов»Творческий межгрупповой проект «Школа искусств семи гномов» Творческий межгрупповой проект «Школа искусств семи гномов» Актуальность проекта В решении актуальных проблем формирования духовного мира.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Моя новая школа»
Опубликовано: 14 октября 2023 в 13:16
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моя новая школа»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Брусницына (УИ 370109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД