Елена Белостропова
Проект «Моя малая Родина. Малый уголок Великой России» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно – игровой, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (13-22.03.19).
Актуальность проблемы: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города надо его хорошо знать.
Публикация «Проект „Моя малая Родина, Малый уголок Великой России“ в средней группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Цель проекта : формирование у детей патриотического чувства, гордости за место, где они живут, за «малую» Родину.
Задачи проекта :
1. Создать условия для приобретения детьми информации о родном городе и интереса к прошлому и настоящему края.
2. Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, городу, стране.
3. Воспитывать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
1 этап – подготовительный. Обсуждение целей и задач проекта с родителями, детьми, создание условий необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.
3 этап – итоговый. Сбор и обработка методических и практических материалов, анализ выполненных целей и задач.
Предполагаемый результат. Создание у детей целостного представления о городе, в котором они живут. Узнают, что родной город Балаково их «малая» Родина, дети будут испытывать чувства гордости за свой край. Дети познакомятся с достопримечательностями родного города. Родители будут знакомить своих детей с историческими памятниками города и праздниками, и традициями в городе и семье.
Планирование и организация деятельности.
n|n Мероприятие Цели Ответственный Сроки
проведения
1 этап – подготовительный
1. Консультация для родителей на тему : «Знакомим детей с родным краем». Создать условия для демонстрации материала. Воспитатели 13.03.19
2. Памятка для родителей «Мой родной город» Просвещение родителей Воспитатели 14.03.19
3. Изготовление книг – самоделок «Мой родной город, край». Привлечение родителей к участию в проекте. Воспитатели, родители. 20.03.19
2 этап – основной
4. Чтение стихотворений: С. Михалков «Дядя Стёпа».
Чтение рассказа В. Бианки «Первая охота».
Заучивание стихотворения: В. Орлов «Родное»
Рассматривание альбома «Моя группа» Способствовать расширению кругозора детей, поддерживать интерес к художественной литературе, развитию речи, памяти, внимания. Воспитатели, дети.
5. Беседа «Наша страна Россия». Формирование образа страны, моя Родина. Воспитатели, дети. 14.03.19
6. Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Что за профессия». Закрепление знание цветов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам. Воспитатели, дети. 14.03.19
21.03.19
7. Непрерывно – образовательная деятельность «Мой родной город – Балаково» Ознакомление детей с символами и достопримечательностями города. Воспитатели, дети. 21.03.19
8. Сюжетно- ролевая игра «Мы шофёры», «Семья». Развитие у детей интереса к играм, воспитание дружеских отношений между сверстниками. Воспитатели, дети. 16.03.19
17,22.03.19
9. Подвижные игры: «Самолёты», «Найди пару», «Ёлочки, пенёчки и зайцы». Развитие навыков бега, умение соблюдать правила игры. Воспитатели, дети. 14.03.19
16.03.19
21.03.19
10. Рисование «Люблю берёзку русскую», «Я и моя семья».
Аппликация «Наш флаг» Учить изображать деревья, создавать сюжет рисунка, стимулировать положительный эмоциональный отклик от результата работы. Воспитатели, дети. 14.03.19
16.03.19
20.03.19
3 этап – итоговый.
11. Создание стенгазеты «Мой родной край» Закрепление детьми полученных знаний. Воспитатели, дети. 22.03.19
Список литературы:
1. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – издание 3-е, исправленное и дополненное. – М., 2013.- с. 126
2. Хрестоматия для средней группы. Серия «Библиотека детского сада» -М. 2015г.
3. Интернет сайты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Консультация для родителей на тему : «Знакомим детей с родным краем»
Россия, Родина, родной край. Эти слова знакомы каждому человеку с раннего детства. Но за последние годы эти дорогие для каждого русского человека слова ушли на второй план.
Но почему же на Руси не было для людей ничего более дорогого, чем Родина, и жизни они без нее не представляли. Ни один враг не смог покорить гордый русский народ. А дело все в том, что стержнем воспитательных традиций Древней Руси в первую очередь являлось воспитание патриотизма. А это понятие включает в себя любовь к Родине, к земле, где я родился и вырос, гордость за исторические свершения русского народа. Эти качества у русичей были очень глубокими, поэтому они готовы были отдать жизнь за свободу и независимость, за то, чтоб их потомки имели будущее в родной стране, за наше с вами благополучие. И очень хорошо, что мы наконец-то поняли, как много потеряно за эти годы и пока не поздно решили возродить лучшие традиции нашего народа и вернуться к вековым корням.
Эта задача в первую очередь ложится на педагогов. Мы должны воспитать гражданина Отечества, способного любить, уважать свой народ, чтить наши традиции. И чтобы они, находясь в любом уголке мира, могли с гордостью сказать: «Мы – русские».
Для детей дошкольного возраста понятие «край» достаточно узкое, соответствующее восприятию детей – это свой дом, улица, поселок, микрорайон, город, область. Дошкольнику важно научиться осознавать себя частью окружающего его микромира. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению поселка или города, как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Это составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка. Он на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны, учится грамотно взаимодействовать с микромиром. В процессе воспитательной работы важно подвести дошкольников к пониманию того, что он пользуется наследием всего человечества, которое совершенствовалось и оттачивалось на протяжении всех веков. Все, что создано человеком – призвано служить нам, приносить пользу, а значит, надо бережно относиться к этому наследию.
Исходя из психолого-педагогических и возрастных особенностей дошкольников, целесообразно начать первоначальное знакомство с краем с окружающего детей микромира: изучая культурную и природную среду, современное состояние города. Ребенку ближе понятие «края» как город, в котором он живет.
Необходимо показать ребенку, как неразрывно связаны между собой человек и среда обитания, в которой он живет, как важно людям взаимодействовать с окружающим микромиром, беречь природу города.
Задача заключается в формировании умения ребенка ориентироваться в окружающем его мире, учить этике поведения в нем.
При изучении родного поселка или города необходимо показать его уникальные особенности (природные, этнические, культурные, научить видеть в привычном окружении чудесное, загадочное, необычное, чтобы пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие. Знакомя детей с достопримечательностями своего города, мы не только расширяем кругозор детей, но и формируем нравственные качества: гордость за свой край, уважение к предшествующим поколениям. Ведь главные достопримечательности являются самыми памятными местами: они хранят память о важнейших событиях в истории и культуре нашего города. Мастерство педагога состоит в том, чтобы умело наполнить содержанием каждый блок, обращая внимание детей на специфические особенности родного края: уникальность сохранившихся памятников, глубину и значимость традиций, необходимость бережного отношения к заповедным уголкам своей маленькой родины.
Так при знакомстве с домом, как важнейшей частью жизни человека, дети рассматривают его как жилище, которое человек совершенствовал на протяжение многих веков, затем изучают разнообразие жилищ по их назначению, изучают архитектурные особенности здания, а также те крупинки памяти, которые возможно хранят дома о людях, их создавших или живших в них.
Жизнь края в древности, несомненно, вызывает интерес у детей. Однако, в силу возрастных познавательных возможностей, дети не могут глубоко оценить значимость исторических процессов происходивших на территории края, в контексте истории и культуры России.
Отстраненные от ребенка во времени процессы не становятся для него личностно значимыми.
У каждого есть имя, возраст, внешность, память. С этой целью следует побудить детей к поисковой деятельности совместно с родителями по изучению истории происхождения имени поселка и города, его возраста. Каждый поселок и город имеет свой опознавательный знак – флаг, герб, символизирующий его особенности. Дети узнают: что означают фигуры, знаки, цвета, изображенные на нем и почему именно они выбраны его символами. Изучая с детьми историю города, необходимо обратить внимание на его расположение, остановиться более подробно на голубых реках и озерах нашего края. Знакомя детей с родным краем, мы должны подвести детей к пониманию того, что главное богатство края – люди: труженики, мастера, которые создают материальные и духовные ценности.
Интересным приемом, увлекающим детей, является исследовательская деятельность: установление происхождения своей фамилии, восстановление своей родословной, задания на тему «рассказ старой фотографии» помогает установлению связи поколений. А все это вместе оказывает огромное влияние на формирующуюся у детей систему ценностей.
Беседа на тему: «Наша странна Россия».
Цель: Формирование в воображении детей образа Родины.
Задачи:
- познакомить воспитанников с понятием «страна», «государственный флаг Р. Ф. и гимн Р. Ф.»;
- закрепить название «Россия»;
- воспитывать чувство гордости, уважения к своей стране.
Материалы и оборудование: картинки с изображением государственной символики Р. Ф., картой Р. Ф. ; макет флага Р. Ф; мольберт, музыкальный центр, диск с записью государственного гимна Р. Ф.
Содержание беседы.
1. Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о нашей родной стране. О нашей Родине. Может кто-то из вас знает, как называется страна, в которой мы живём?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно ребята наша страна называется Россия. Она самая большая во всём мире. У нашей страны России есть свой флаг, герб и гимн (воспитатель показывает воспитанникам картинку с изображением герба страны, макет государственного флага, включает для прослушивания государственный гимн, объясняет воспитанникам, что когда звучит гимн и поднимают флаг, надо обязательно встать, это знак уважения к своей родной стране). Флаг, герб и гимн – это государственные символы страны.
2. Воспитатель: Мы уже с вами узнали, что наша странна Россия очень большая, а давайте мы с вами отправимся погулять по нашей стране.
Подвижная игра «Маленькие и большие ножки».
3. Дидактическая игра:«Найди нужный цвет». Использовать умение детей различать основные цвета, предложить воспитанникам найти в ближайшем окружении белый, синий, красный цвета.
4. Рефлексия.
- О чем же мы сегодня с вами говорили?
- Как называется наша страна?
- Какая она наша страна Россия?
- Что есть у нашей страны?
НОД по теме:"Мой родной город - Балаково"
Цель: Ознакомление детей с символами и достопримечательностями родного города.
Задачи:
· Уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, познакомить с символами города, расширить кругозор детей.
· Развивать любознательность, внимание и память.
· Воспитывать чувство гордости, любви к родному городу.
Приоритетная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная робота: Рассматривание фотографий родного города, беседы о городе, семье. Чтение художественной литературы (о животных, растениях родного края).
Материалы и оборудование: фотографии и иллюстрации города (символы, достопримечательности, картинки разрезанные на части.
Методика проведения.
1. Вводная часть.
Воспитатель: вспомним стихотворение «Родное» В. Орлова.
Дети рассказывают стихотворение.
Ребята, это стихотворение о Родине. Родина есть большая и малая. Большая родина – это наша огромная страна. А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно. У каждого человека есть место, где он родился, где живут его родители, друзья, родные – это малая родина.
Рассмотрите картинки и скажите, на какой картинке изображен город?
Дети: на третьей картинке изображен город.
Воспитатель: как вы догадались, что это город?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно. Место, где живет много людей, где много улиц и зданий называется городом. Ребята, городов очень много, все разные, красивые. А вы хотите узнать какие красивые места и здания есть в нашем городе?
Ответы детей.
Сейчас мы с ними и познакомимся.
2. Основная часть.
Воспитатель: Скажите, как называется город, в котором мы с вами живем?
Дети: город Балаково.
Воспитатель: А вы хотите отправиться на экскурсию по нашему городу? Я хочу вас пригласить попутешествовать по нашему городу - посмотреть его достопримечательности и красивые места. А на каком виде транспорта вы хотите отправиться, а почему? (ответы детей) Давайте представим, что мы отправимся на автобусе. (выставлены стулья парами в два ряда) Выдача билетиков.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели
Наш шофер педаль нажал
И автобус побежал.
Балаково - город Саратовской области. А сейчас отгадав загадку, вы скажите, на чем расположен наш город?
Тихо между берегами
Широка и глубока
Наполняясь родниками
Вдаль бежит, течет ….
Дети: река.
Воспитатель: Правильно. А кто знает, как называется река?
Дети: река Волга.
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.
Через речку вовсю ширь
Лег могучий богатырь
Он лежит – не дрожит
Транспорт по небу бежит.
Дети: мост
Воспитатель: правильно. Мост Победы через реку Волга.
Ну, вот мы с вами и доехали до первой остановки, которая называется «Символы города». Давайте вылезем из автобуса и посмотрим, какие символы имеет город Балаково.
Ребята, у каждого города есть свой отличительный знак — это герб, который выполнен в виде щита.
Дети: рыба, ладья, солнце.
Воспитатель: Правильно, на гербе изображена плывущая ладья с золотым снопом, символизирующая историческое значение города как большой хлебной пристани на Волге. Восходящее солнце отражает наличие Саратовской ГЭС и Балаковской АЭС, дающих городу статус крупнейшею энергетического центра на Волге. И 3 стерляди на лазуревых полях.
Воспитатель : Вы наверняка уже побывали с родителями во многих красивых уголках нашего города. А то, что украшает наш город, чем гордятся люди, с чем они знакомят гостей нашего города, называется достопримечательности. Сейчас мы с вами рассмотрим самые главные достопримечательности нашего города. Вторая наша остановка «Памятник строителям комсомольских ударных строек». Это люди, которые строили наш замечательный город. Рядом находится фонтан.
Воспитатель: А сейчас отгадав загадку, вы скажите, как называется следующая остановка.
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой - то зал.
Мумию мы посмотрели
В чем ходили, разглядели
Даже мамонт здесь стоит
Глаз закрыл, как будто спит
Если ты не ротозей
то иди скорей в ….
Дети: музей
Воспитатель: Правильно. Наша следующая остановка «Музей». Это усадьба Мальцева. В этом доме жил купец Паисия Мальцев. Домик Чапаева. Народный герой Иван Васильевич Чапаев. Это здание – бывший торговый дом Шмидта.
Пальчиковая гимнастика «Солнце»
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить
Всех детишек веселить.
(пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки.
Спрятались лучики.
(пальчики прячутся в кулачок)
А кто знает, как называется это здание?
Ответы детей.
Воспитатель: это, что?
Ответы детей.
Тогда как будет называться наша остановка?
Воспитатель: Правильно. Остановка «Ледовый дворец» Как вы думаете, что происходит в этом здании, а кто из вас там был, а что вы там делали? Это - универсальный спортивно-концертный комплекс, основной деятельностью которого является организация и проведение матчей по хоккею, спортивных, культурных, зрелищных и развлекательных мероприятий.
Дидактическая игра: «Собери картинку».
А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку», наши с вами красивые здания и символы города, разрушились и нам нужно их восстановить. Вам нужно собрать из частей картинку, так чтобы она выглядела целой. (Дети в парах собирают картинки достопримечательностей, разрезанные на части)
Давайте посмотрим, что у вас получилось? Молодцы, ребята. На этом наше путешествие подошло к концу. Садитесь в автобус. Возвращаемся в группу.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, скажите, о чем мы с вами сегодня говорили? А что нового узнали? С какими достопримечательностями нашего города мы познакомились?
Ответы детей.
Молодцы вы сегодня хорошо работали, отвечали на вопросы, мне очень понравилось.
А вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)