Наталья Васильева
Проект в подготовительной группе «Мой город — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
По краеведению в подготовительной группе
Тема: «Мой город – моя малая Родина».
Актуальность темы:
Строга, величава, скромна и добра,
Красавица русская – город Москва!
Публикация «Проект в подготовительной группе „Мой город — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».
Известно, если ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы города. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы планируем использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с достопримечательностями города Москвы, с родной природой, посещение интересных памятников и памятных мест города, экскурсии с родителями, просмотр презентаций, викторины, поэтические вечера.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Цель проекта :
Обобщение и систематизирование знаний о родном городе. Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствовать более углубленному изучению истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
Задачи проекта :
- Привлечь внимание детей к своему городу, закрепить и дополнить знания детей о родном городе;
- Ознакомить детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;
- Развивать бережное отношение к городу и его природе, к достопримечательностям и культурным ценностям;
- Воспитывать интерес и любовь к своему городу как к своей малой Родине;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить и фантазировать; учить рассказывать по памяти, развивая творческое воображение.
Дети будут знать:
- Символику города, главу государства;
- Наиболее важные исторические события истории родного города;
- Достопримечательности города Москвы;
- Особенности природы родного города (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, охраняемые растения);
- Парки и сады, где можно встретить растения и животных, привезенные из разных стран.
Вид проекта : среднесрочный
Срок реализации: 3 месяца (декабрь, январь, февраль)
Участники проекта :
• Воспитатели
• Воспитанники подготовительной к школе группы
• Родители (законные представители) воспитанников.
Тематическое планирование на 2018 – 2019 учебный год
месяц тема Содержание НОД
Декабрь Москва – моя малая Родина. Знакомство «Государственные символы города Москвы».
Рассматривание карты города, фотографии с видами города Москвы.
Знакомство детей с историей возникновения города Москвы. Разучивание стихов о Москве. Прослушивание песен о Москве.
Беседы о Москве.
Знакомство с достопримечательностями города.
Рисование «Достопримечательности города Москвы». (Совместная работа с родителями). Оформление выставки «Достопримечательности Москвы».
Сюжетно ролевая игра «Мы экскурсоводы».
Январь Путешествие в мир растений Знакомство детей со знаменитыми парками Москвы. Виртуальная экскурсия по паркам Москвы.
Знакомство с растительным миром парков города. Знакомство с Ботаническим садом и растениями наших мест и привезенных из других стран. Продуктивная деятельность «Красная книга», (зарисовка растений, занесенных в красную книгу, которые встречаются в парках города Москвы).
Работа с родителями «Экскурсия в ботанический сад». (Фотоотчет).
Февраль Забавный мир животных Знакомство детей с животными, которые встречаются в парках города Москвы. Виртуальная экскурсия по паркам Москвы. Беседа о бережном отношении к животным. Знакомство с Зоопарком города Москвы. Оформление альбомов «Животные нашего города». Экскурсия с родителями в зоопарк. Мини рассказы о животных зоопарка. Фотоотчет.
Основное содержание программы:
Работая по данной программе, будет более эффективной при создании в группе предметно-развивающей среды, которая включает в себя:
— Уголок «Москва – моя малая Родина». В котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть иллюстрации о городе современном и старинном. Решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта); знакомится с достопримечательностями города Москвы.
— Центр Экологии, где дети могут познакомиться с растительным и животным миром города Москвы.
Список использованной литературы:
Алёшина Н. В. Москва, 2001 г. Ознакомление с окружающей и социальной действительностью.
Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. – В., 2013
Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС – М., 2015
Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – С. 6.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.
Затулина Г. Я. Россия – Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2016
Как научить детей любить Родину : Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. 3-е изд., исп. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская. - М. : ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.