Буканова Тамила
Проект «Мои эмоции, мое настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта;
«Мои эмоции, мое настроение"
Тип проекта : творческий, среднесрочный, групповой
Участники проекта : педагог-психолог, учитель -логопед, воспитатели, дети старшей логопедической группы, родители.
Цель создания проекта : развитие эмоциональной сферы дошкольников, познание себя и других, посредством различных видов деятельности.
Задачи;
Публикация «Проект „Мои эмоции, мое настроение“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
1. Познакомить и научить детей понимать и различать эмоции и настроение человека.
2. Формировать умения соотносить свои эмоции и настроение с эмоциями и настроением других людей, сравнивать их и саморегулировать их так, что бы было комфортно им самим и окружающим людям.
3. Разработать систему занятий, комплекс игр и упражнений, психологических и логопедических этюдов по формированию эмоциональной сферы дошкольников.
4. Внедрить проект в образовательный процесс.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей- дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться- в наших силах. И это делать целесообразно, пока ребё нок маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы, ведь эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее.
По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых чувств (страха, радости и р.) он переходит к более сложной гамме: восторгается, удивляется, сердится, грустит, ревнует. И нашей задачей на данном этапе развития является умение оказать своевременную психологическую помощь и направить ее в нужное русло. Мы считаем, что в целях сохранения психологического здоровья детей целесообразно начинать работу в этом направлении уже в детском саду, пока ребенок еще мал.
Ведь эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов. Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
Поэтому наш проект нацелен на развитие и гармонизацию психического склада личности в целом, умеющей понимать состояние другого человека и сопереживать ему.
Гипотеза: активное включение детей в игровую и творческую деятельность, проигрывание основных базовых эмоциональных состояний человека, будет способствовать их благополучному эмоциональному развитию.
Риски: потеря интереса к проекту в процессе его реализации, недостаток методического материала по тематике проекта, низкая заинтересованность родителей.
Предварительная работа.
Список используемой литературы.
1. Е. Н. Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников» метод. рекомен-и, Творч. Центр Москва 2008
2 Крюкова С. В., Слободянин Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М. 2000
3. Справочник педагога-психолога. «Калейдоскоп эмоций» № 2, 2013 М.
4. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей». Екатеринбург. 2004
План по образовательным областям
Познавательно-речевое развитие
Беседы:
1. Какую роль играют эмоции в жизни человека
2. Что такое эмоции и настроение и их связь между собой
3. Загадки и пословицы
4. Кроссворды
5. Чтение сказок «Крошка Енот», «Подарок для слона», рассказы Носова «Огурцы», «Сказка о полезных эмоциях», «Краденое солнце».
Словесные игры
1. Мое настроение
2. Как ты себя чувствуешь?
3. Лица
4. Ролевое проигрывание ситуаций
5. Школа улыбок
6. «Свет мой зеркальце скажи.»
Художественно-эстетическое
1 Рисование своего настроения
2. Иллюстрации к сказкам «Эмоция в сказке»
3 «Я хороший, я плохой»
4 «Психологическая лепка»
Физическое развитие
1. Подвижные игры «Ловишка, схвати ленту», «Змейка», «Быстро по местам»,
Пальчиковые игры; «Человечек»
Логопедические игры: логоритмическое упражнение «На лужайке». «Морщинки».
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Подбери настроение», «Удивительный мир эмоций», «Зоопарк настроений», «Наши чувства и эмоции», «Театр настроения», «Ребята нашего двора», «Путешествие в мир эмоций»
Театрализованные игры; «Как Саша победил свой страх»
Игры в центре песка: «Волшебный песок», «Необыкновенные следы», «Я и мои друзья», «Сказочные сюжеты»
Заучивание стихов: Про радость, грусть, злость, страх, удивление, печаль, восхищение.
Медиаобъекты
Презентация- «Основные эмоции», мелодии чувств и настроений, «Определи по звуку какая эмоция», просмотр краткометражных мультфильмов.
Методы и приемы
1. Словесные; беседы, заучивание стихов, чтение книг, сказок и рассказов, загадок, пословиц, игры, прослушивание мелодий.
2. Наглядные; просмотр презентаций, иллюстраций, дидактического материала.
3. Практические; игры с песком, подвижные игры, рисование, лепка, сочинение сказок с иллюстрациями.
Работа с родителями
1. Анкета «Эмоциональная личность моего ребенка»,
2. Стендовый материал: консультация для родителей «Мое настроение»
3. Совместная творческая деятельность детей и родителей Сказка про мою эмоцию»
4. Памятка для родителей «Как формировать положительные эмоции с самого детства!
Этапы осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МАДОУ ЦРР д. с №66 «Яблонька», с детьми коррекционной логопедической группы 5-6 лет, через специально организованную деятельность педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов и группы детей и их родителей, в самостоятельной детской деятельности с педагогами (в условиях проведения активной методической работы).
В процессе создания психолого-педагогического проекта мы всю работу разделили на этапы:
I Подготовительный этап- планирование
В начале работы педагоги определяли;
1. Тему и название проекта
2. Составляли план реализации проекта
3. Подбирали разнообразный методический материал, конспекты занятий, картотеку игр, этюды, психокоррекционные и логопедические упражнения.
4. Готовили наглядные пособия для презентаций, дидактический материал, иллюстрации, медиаобъекты, анкету для родителей необходимые для работы в проекте.
II Практический этап-
Создание проекта «Мои эмоции, мое настроение»
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь лишь в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса; детей, родителей и педагогического коллектива.
1. Выбор темы проекта. В результате долгих размышлений и опираясь на актуальность и возраст детей нами было решено создать психолого-педагогический проект «Мои эмоции, мое настроение»
2. План проекта составляли с учетом психологической комфортности и безопасности деятельности, а также имеющегося дидактического и мультимедийного оборудования.
3. В ходе работы педагоги ответственно и творчески подошли к выбору материалов необходимых для проекта, учитывая специфические особенности группы детей. своими руками были изготовлены атрибуты для подвижных игр и психологических упражнений, подобрано соответствующее музыкальное сопровождение и видео файлы. Была проведена работа с родителями для привлечения их в совместном участии с детьми в проекте., что способствовало стимулированию познавательной активности детей и созданию благоприятной психологической обстановки в группе, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Были разработаны следующие формы работы с проектом :
Познавательная: Что дают людям эмоции?
Цель: рассказать детям об эмоциях и о настроении, что это такое, что их объединяет и различает?
1. Рассматривание иллюстраций в книгах и на слайдах
2. Беседа на тему «Какие эмоции дети знают и как они проявляются»,
«Знакомство с эмоциями человека и животного мира»
3. Дидактические игры: «Зоопарк настроений», «Путешествие в мир эмоций», «Наши чувства и эмоции», «Театр настроений», «Ребята нашего двора»
4. Разгадывание загадок, кроссвордов, музыкальных этюдов на тему «Угадай эмоцию»
5. Проведены подвижные игры «Ловишка схвати ленту», «Змейка», «Быстро по местам».
6. Игры в центре песка: «Я и мои друзья», «Сказочные сюжеты», «Необыкновенные следы», «Волшебный песок»
7. Чтение сказок: «Крошка Енот», «Подарок для слона», рассказы Носова «Огурцы», «Сказка о полезных эмоциях», «Краденое солнце».
8. Словесные игры: «Мое настроение», «Как ты себя чувствуешь?», «Лица» «Ролевое проигрывание ситуаций», «Школа улыбок», «Свет мой зеркальце скажи.»
9. Разработка конспектов, интегрированных занятий педагога-психолога и учителя -логопеда, педагога-психолога и воспитателей группы
10. Нами были проведены занятия по Художественному творчеству (рисование, лепка)
1) Рисование своего настроения
2) Иллюстрации к сказкам «Эмоция в сказке»
3) «Я хороший, я плохой»
4) «Психологическая лепка»
11. Работа с родителями
Анкетирование родителей.
Совместное создание психологических сказок об эмоциях «Мини-сказки о простых, человеческих эмоциях»
III Заключительный этап- Подведение итогов
Хочется отметить, что работа по созданию проекта увлекает педагогов, обогащает и развивает детей (они учатся управлять своими эмоциями, определять настроение других людей, что способствует налаживанию контактов, нравится родителям, вносит новизну в повседневную жизнь, она действительно приносит пользу и взаимное удовлетворение. в ходе работы был найден эмоциональны отклик не только детей, но и их родителей. Отношения педагогов и родителей изменились, еще больше сплотились, и установились партнерские отношения.
Итогом совместной работы явилась книга сказок об эмоциях и настроениях выполненная руками воспитанников и их родителей, а также выставка рисунков «Мое настроение сейчас».