СУЛТАНОВА ЭЛИЗА АБУСИРОВНА
Проект «Мой край»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ
НА ТЕМУ:
«РОДНОЙ КРАЙ»[/b]
ВЫПОЛНИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ «РОМАШКА» с. ХИВ ХИВСКОГО Р-НА: СУЛТАНОВА Э. А
Актуальность…
Цель и задачи….
Этапы проекта….
Работа с родителями….
Заключение…
Литература….
Приложение…
Фотогалерея….
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной край»
(старшая группа)
Публикация «Проект „Мой край“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Актуальность разработки и реализации проекта
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край-это место, где ты родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Тип проекта:
практико-ориентированный, коллективный, открытый, долгосрочный
Целевые участники проекта:
• Дети средней группы (4-5 лет).
• Педагоги группы.
• Родители воспитанников.
Условия реализации проекта:
Заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Продолжительность проекта:
С ноября – февраль
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине. Реализовать задачи нравственно-эстетического, патриотического и экологического воспитания
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать; 7. Сформировать у детей любовь к родине и гордость за нее, интерес к ее культуре, бережное отношение к природе.
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
• - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
• - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
• - расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
• - формирование системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
- развитие дружественной и доброжелательной среды в групповом коллективе. -формирование элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
1. – подготовительный этап:
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.
• Обращение к специалистам.
• Ознакомление с народными играми и фольклором
2. – основной этап включает в себя формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
• беседа о родном языке
• выставки детских работ, семейных коллекций
3. – Заключительный этап:
Выставка продуктов детской деятельности.
I. Подготовительный.
- Беседа с детьми об отдыхе в горных районах у родственников, их наблюдениях, о родном языке, традициях в семье и семейных праздниках.
- Чтение произведений дагестанских поэтов и писателей.
- Ознакомление с народными играми и фольклором.
2. Основной этап:
1. Образовательная область. Речевое развитие.
- Беседа о родном языке.
- Чтение стихов детьми дагестанских авторов.
- Пересказ сказок дагестанских авторов.
- Составление небольших рассказов о поездке к родственникам в горные районы.
- Постановка дагестанской сказки «Ослик и теленок».
«Пословицы и поговорки народов Дагестана».
2. Образовательная область. Познавательное развитие.
Беседы:«Моя малая Родина», «Чем необычна наша республика».
Цикл экскурсий по родному селу: школа, почта, детская поликлиника, спортивный комплекс, магазин.
Рассматривание альбомов: «Достопримечательности нашего села», «Достопримечательности села Хив».
-Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий
НОД «Творчество Расула Гамзатова», «Да здравствует дружба народов».
Дидактические игры: «Расскажи об игрушке», «Кто что делает», «Из чего и для чего?», «Найди ошибку и укрась силуэт», «Кто трудится в Дагестане», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Карта моего села», «Бабушкин сундучок», «Где находится памятник?», «Сложи герб из фрагментов».
Демонстрация фотоальбомов и видеоматериалов о природе Хива.
- Тематическое занятие «Традиционная одежда народов Дагестана».
-Демонстрация фотоальбомов, буклетов, кукол, национальных костюмов из гардероба детсада.
- Тематическое занятие «Промыслы Дагестана».
-Демонстрация изделий дагестанских умельцев, буклетов и фотоматериалов.
3. Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие по родному селу»,
«Путешествие по городам и районам республики»,
«Театр»,
«Мы идем в музей».
Постановка сказки «Жадный заказчик».
Организация мини-музея «Мой Дагестан». Моделирование плана села.
4. Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие.
Лепка: «Балхарские кувшины»
Рисование: «Табасаранские ковры», Раскраска контуров куклы в национальной одежде.
Аппликация: «Национальный платок», «Цветы на лугу».
Разучивание песен: «Табасаран» муз. Р. Гамзатова, «Мой Кавказ» муз. В. Дагаева, «Дагестан» муз. М. Касумова.
Постановка танца «Горянки».
5. Образовательная область. Физическое развитие.
Дагестанские народные игры :
«Бег к реке»,
«Джигитовка»,
«Подними платок»,
«Достать шапку»,
«Выбей из круга»,
Показ демонстрации о дагестанских известных спортсменах.
III.Заключительный этап.
- Оформление выставки детских поделок «Маленькие умельцы села Хив».
- Оформление уголка «Родной край».
-Составление фотоальбомов «Пейзажи Хива», «Флора Хива», «Фауна Хива».
- Праздничное мероприятие «Урожай».
Работа с родителями:
1. Информация в родительском уголке.
2. Консультация для родителей:
«Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы со старшими дошкольниками»,
«Что можно рассказать детям о традициях и культуре Родного края».
Подготовка презентации «Наша родная природа».
- Совместная экскурсия в краеведческий музей
- Создание семейного фотоальбома
Заключение Проектная деятельность является многофункциональной поэтапной программой, в которой реализуется основные цели и задачи воспитания дошкольника в ДОУ.
Проект на тему «Мой Дагестан» ставит перед собой не одну задачу. Его выполнение в ДОУ способствует развитию личности ребенка, его самоопределению, закладывает основы знаний об окружающей природе, особенностях родного края, его культуре и быте, учит ценить красоту и самому творить ее, быть толерантным, благоприятствует установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, прививает любовь к родине и бережливому отношению к живому. Данный проект построен таким образом, что каждый ребенок имеет возможность проявить свои способности, знания и умения.
Дагестанская тематика проекта соответствует Региональной образовательной программе ДО РД и решает все поставленные в ней задачи.
Список использованной литературы
Альбом-раскраска «Одежда народов Дагестана». - Махачкала, 2015.
Гусарова Л. Ф. Проектная деятельность в детском саду. – Махачкала, 2013. – 128 с.
Магомедов А. Новоселье у Ежа. – Махачкала, 2007.
Магомедов А. Сказка о хитром зайце. – Махачкала, 2007.
Прикладное искусство Дагестана. Комплект открыток. – Москва, 1981.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под. ред. Вераксы Н. Е. и др. – М., 2014. -360
Шурпаева М. И., Байрамбеков М. М., Исмаилова У. А., Гришина А. В. и др. Региональная образовательная программа дошкольного образования республики Дагестан. – Махачкала, 2015. – 290 с.