екатерина олешкова
Проект в средней группе «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 8 "Журавлик"
Информационно – познавательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Мой город»
Возраст детей: 4 – 5 лет
Подготовила и провела:
воспитатель
Олешкова Екатерина Викторовна
г. Котлас 2021 г.
Пояснительная записка
Публикация «Проект в средней группе „Мой город“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родном городе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Успешность развития дошкольников, при знакомстве с родным городом, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Многие психологи и педагоги говорят о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя окружающем мире.
Проблема
В настоящее время дети дошкольного возраста не имеют представлений об
истории и культуре родного города, местных достопримечательностях.
Этот проект является отличной возможностью познакомить детей с социальными объектами,с достопримечательностями родного города.
Цель: Формирование патриотических чувств и накопление знаний детей о своем родном городе, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
- Познакомить с различными социальными объектами и значением для жизни города;
-Познакомить с символикой города;
-Закреплять знания о названии города и свой домашний адрес;
-Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, труду;
-Воспитывать у детей любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы родного города, формировать эстетические чувства;
-Развивать коммуникативные навыки
Методы и формы работы: беседа, рассматривание иллюстраций, конструирование, чтение художественной литературы, стихотворений, дидактические игры.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
- Название города;
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, дорожить своей семьей);
- какие памятники есть в нашем городе;
- символику города;
- как называется улица на которой расположен детский сад;
- названия главных социальных объектов города
1 этап (подготовительный)
- выбор темы;
- планирование реализации проекта;
- подготовительные работы педагога.
2 этап (практический)
Работа с детьми
Дата Формы и методы работы Задачи
6 декабря 1. Беседа «Мой адрес, мой дом»
2. Чтение стихотворения Владимир Орлов «Здравствуй Родина моя!»
3. Аппликация «Дома в нашем городе». Формировать представление о названии улицы и адреса, прививать любовь к родному городу
Воспитывать умение слушать и понимать, а также запоминать небольшое по объему стихотворение, создать у детей радостное настроение.
Учить передавать в аппликации образ городской улицы.
7 декабря Герб города Котласа»
2. Дидактическая игра «Собери герб города».
Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику города Котласа.
Воспитывать уважительное отношение к государственной символике, чувство гордости за свой город.
Упражнять детей в составлении картинки из отдельных частей, закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.
8 декабря 1. Беседа «Чем я могу помочь родному городу»
2. Рассматривание фотографий города Котласа
Вызывать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.
Расширение представлений детей о городе. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.
Работа с родителями
Дата Формы и методы работы Задачи
6 декабря Консультация для родителей:
«Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».
Помочь родителям в воспитании ребенка-гражданина, развитии патриотического чувства
7 декабряя Рекомендации родителей в патриотическом воспитании
3 этап (заключительный)
ОД «Мой любимый город» (изготовление фотоальбома)
Цель: Формирование патриотических чувств.
Приложение 1
Беседа «Мой адрес, мой дом».
Задачи:
- Систематизировать знания детей о родной стране, о своем крае, городе,
-Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.
-Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение:
Стихотворение «Дома бывают разные»
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные…
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить?
Да, ребята, сегодня мы будем говорить о домах, о нашем городе, о нашей Родине.
Воспитатель: Для чего нужны людям дома (отвечают)
А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные кирпичные, панельные дома. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. Посмотрите внимательно на картинки, что вы видите? Какие бывают дома? ( Дома бывают разные: высокие низкие, широкие и узкие, из кирпича - кирпичные, из панелей- панельные, из дерева -деревянные)
Воспитатель: Ребята, кто же живет в этих разных домах? (в домах живут люди) Как можно назвать людей живущих в одном доме, на одной лестничной площадке, в квартирах по соседству? (соседи)
-Дима, расскажи, в каком доме ты живешь? А Лера, в каком доме живет?
На каком этаже?
Ребята, а как можно сказать одним словом о тех,с кем вы живете в одном доме (семья, родные, родственники).
Воспитатель: У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Каждый должен знать свой адрес?
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, одну историю: «Маленький мальчик гулял со своей мамой и потерялся. Подошел к нему прохожий и говорит: -Не плачь! Скажи свой адрес, и я отведу тебя домой. Мальчик обрадовался и говорит: «Адрес». Прохожий ничего не понимает, и говорит: - Мой адрес: город Москва, улица Зеленая дом 12. Это и есть мой адрес.
Сможет прохожий мальчику помочь? А почему?
- А вы ребята, знаете свой адрес?
Ответы детей
- А в каком городе мы живем?
-Вы знаете, на какой улице находится наш детский сад?
(ответы детей).
Воспитатель: Улица Ленина – это малая часть нашего города.
-Какие еще здания находятся,на улице Ленина?
-Гимназия, там учатся дети.
-Кинотеатр, что показывают в кинотеатре?
- Музей, что можно увидеть в музее?
О чем мы сегодня говорили?
Для чего человеку дом?
Нужно ли знать свой адрес?
Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной город. Наш дом-это наша большая Родина-Россия! Наша главная задача – беречь свой дом и любить свою Родину.
Приложение 2
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию.
Аппликация «Дома на нашей улице».
Цель: Закрепление умения детей передавать в аппликации образ городской улицы.
Задачи: Формировать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность, передавать в аппликации различные по высоте дома, закреплять умение разрезать полоску, сложенную в несколько раз, для окон дома, располагать окна на одном уровне. Закреплять знания детей о родном городе, о названиях улиц, на которой находится детский сад и на которой живут дети, развивать диалогическую речь детей; продолжать упражнять в аккуратном наклеивании, воспитание чувства композиции, интереса и любви к родному городу. Закреплять умение работать в коллективе.
Предварительная работа: рассматривание зданий на улице города, рассматривание фотографий «Мой город».
Материалы и оборудование: образец зданий, цветной фон, цветная прямоугольная бумага, полоски белой и желтой бумаги для окон, полоски для крыши, дополнительно вырезанные изображения (дверь, деревья, трава, ножницы,клей, влажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнёмся друг дружке.
Раздается стук в дверь. Воспитатель подходит к двери: «Кто там?»
-Посмотрите, нам почтальон принёс письмо от Лесовичка.
Воспитатель: Давайте мы с вами прочтём его и узнаем, что нам пишет Лесовичёк.
Письмо от Лесовичка.
«Здравствуйте, ребята!
Мне хочется увидеть ваш город, но приехать я к вам не могу. Живу далеко в лесу и очень занят лесными делами. Пожалуйста, покажите мне свой город.
До свидания».
Воспитатель: Ребята, а где мы живём?
Дети: в городе Котласе.
Воспитатель: Да, мы с вами живем в городе Котласе. Наш город не большой. но очень красивый. В нем много улиц.
Воспителель: Скажите, а на какой улице вы живете?
Ответы детей.
Воспитатель:А вы знаете, на какой улице расположен детский сад?
Дети: На улице Ленина.
Воспитатель: Наш детский сад очень красивый. В нем много детей и они все живут дружно. Они любят петь, танцевать, рисовать и играть. Наши дети любят заниматься.
Воспитатель: Ребята, давайте отправим Лесовичку картинку про наш город.
- Посмотрите, на большом листе бумаги я нарисовала: дорогу, небо, посадила деревья, но на этой картинке чего-то не хватает, чтобы получилась настоящая улица города. Как вы думаете, чего не хватает? (Ответы детей).
Дети: Здесь не хватает домов.
Воспитатель: Правильно, нет домов. В нашем городе много домов и все они разные. А что есть у дома? (крыша, стены, окна, двери.) И сегодня мы попробуем себя в новой профессии.
Скажите, кто строит дом? Кто красит стены?
Ответы детей.
Воспитатель: Садитесь, пожалуйста, на свои места, сегодня мы будем строителями.
А строительным материалом будет бумага, начнем мы с проекта дома. У нас есть полоска, что можно из нее сделать (окна, а как? Правильно, сложить несколько раз и разрезать. А большой прямоугольник - это сам дом, его стены. Его можно наклеить в длину, тогда в доме будет мало этажей, можно в высоту, тогда дом будет многоэтажным.
Для того чтобы сделать дом :
1. Берём большой прямоугольник и кладём его перед собой на стол.
2. Берём один прямоугольник белого или желтого цвета. Прямоугольник складываем пополам уголок к уголку, а потом разглаживаем по линии сгиба, разворачиваем, разрезываем – это будет 2 окошка, так сделать с остальными прямоугольниками. Выкладываем их на большой прямоугольник.
3. Берём прямоугольник срезаем у него углы с одной стороны – это будет крыша. Обрезки кладём обратно в тарелочку. Выкладываем крышу на большой прямоугольник.
4. Намазываем каждую деталь клеем на клеёнке и клеим на свои места, где взяли.
Ребята, сейчас мы должны подготовить наши пальчики к творчеству, а для этого на нужно сделать гимнастику для пальчиков, подкатали рукава. Внимательно слушаем и повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика «ДОМ»
Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами "окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".)
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).
Воспитатель: Давайте, перед работой вспомним правила работы с ножницами.
• Ножницы кладите кольцами к себе.
• Следите за движением лезвий во время резания.
• Не оставляете ножницы раскрытыми.
• Передавайте ножницы кольцами вперед.
• Не машите ножницами, не подносите к лицу.
• Используйте ножницы по назначению.
В ходе занятия напоминаю, как нужно работать с ножницами и клеем.
Техника безопасности при работе с клеем.
С клеем обращайтесь осторожно.
Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
Контролирую выполнение работы детьми, соблюдение необходимой цветовой гаммы, даю советы по созданию деталей рисунка.
Воспитатель: тот, кто закончит строить дом, подойдет ко мне, и мы приклеим его к ватману. У нас получится целая улица.
Воспитатель: вот какая красивая улица у нас получилась! Она очень уютная, яркая. Вот и наш детский сад. На какой улице он находится? Правильно, на улице Ленина.
В конце занятия предлагаю посмотреть детям на уже готовую картинку и обращаю внимание, все ли дома получились ровными, аккуратными,а также внимательно рассматриваем все остальные.
Воспитатель: Мы отправим фотографию нашей улицы Лесовичку, он увидит, какой красивый наш город. Я думаю, что наша улица ему понравится.
Молодцы ребята, вы хорошо занимались и трудились, а теперь давайте приведем в порядок наши рабочие места.
Приложение 3
Познавательная беседа «Герб моего города
Цель: закрепить знания детей о родном городе. Познакомить детей с гербом г Болхова.
Задачи: Воспитывать в детях уважительное отношение к государственной символике, гербу.
Активизировать словарь детей: купол, колокола, гречневое поле. Воспитывать в детях уважительное отношение к государственной символике, гербу
Материал: Иллюстрации с видами г. Болхова. Изображение герба.
Ход беседы:
(воспитатель выставляет перед детьми фото с видами г. Болхова)
- Ребята, посмотрите на эти виды города и скажите, как называется этот город?
Да, это наш родной город – г. Болхов. Расскажите, что вы знаете о г. Болхове? (дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают, как возник город, кто был его основателем, какие названия были)
Болхов для нас с вами – город, в котором мы родились, родной город.
Болхов – один из городов Орловской области.
Сегодня мы с вами поговорим о гербе города г. Болхова
Знаете ли вы, о чём «говорит» герб нашего города? (ответы детей)
Ведь каждый герб – это своеобразная шкатулка с секретом: если подобрать к ней ключик, можно узнать массу нового и интересного о том, где живёшь, выяснить, чем занимались люди, основавшие когда-то это поселение. Герб каждого города может рассказать историю, предание, легенду о событии, произошедшем в давние годы;
поведает он и об основной «профессии» самого населённого пункта. Эта маленькая ёмкая картинка поможет узнать и о природе, окружающей город; об особенностях местоположения, достопримечательностях и основных занятиях горожан.
На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны.
Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал рыцарей от копья и меча. Щит мог быть круглым, овальным или квадратным с закруглёнными углами. (показать на картинке)
Сейчас все города и страны имеют свой герб. Есть свой герб и у нашего города. Давайте его рассмотрим (выставляется на мольберт герб г. Болхова).
Герб города Болхова представляет собой геральдический щит (четырехугольный заостренный снизу). В зеленом поле с включенной лазоревой главой, обремененной золотой церковной главкой с четырехконечным крестом между двух колоколов того же металла - три золотых колоса и два золотых, с серебряными цветами, стебля гречихи, попеременно связанные в пучок червленой лентой; поверх края главы - серебряный меч.
Приложение 4
Дидактическая игра по гражданско – патриотическому воспитанию «Собери герб»
Цель игры: закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 4-6 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.
Ход игры
Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.
Приложение 5
Беседа «Что я могу сделать для своего города?»
Конспект занятия-беседы «Чистый город»
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека в поддержании ее.
Задачи: познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды; развивать познавательную активность детей в процессе познания о проблемах города; воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города.
Ход беседы.
Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве был, есть и будет маленький городок под названием Болхов, а люди, которые в нём жили назывались болховчане. Город был очень красивый, воздух чистый, так как вокруг города было много лесов, речка Нугрь. Но вот кто-то, каждый день стал разбрасывать мусор – разные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и многое другое. Город стал грязным, люди стали часто болеть.
Просмотр презентации о вреде мусора для человека, природы и борьбе с ним.
Воспитатель: Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остаётся очень много мусора. Каждый день мы выбрасываем консервные банки, бутылки, бумагу и многое другое.
Воспитатель:– Ребята, как мы избавляемся от мусора?
( Дети: Мы бросаем в урну, в контейнер.)
Воспитатель:- А куда же дальше попадает мусор?
( Дети: Машина забирает мусор из баков и увозит куда-то).
Воспитатель: Да, мусор вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки и если мусор долго не вывозится, то проходить мимо таких баков неприятно.
Воспитатель: – Почему?
( Дети: некрасивая куча, неприятный запах.)
Воспитатель:– Такой же запах выделяется на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. Люди, которые дышат таким грязным воздухом, часто болеют и даже умирают.
Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающие в воздух, которым мы дышим. Ещё есть специальные заводы, где бытовой мусор перерабатывается, получают новый материал, из которого делают разные полезные вещи.
Воспитатель:- Посмотрите на рисунки и подумайте, а как мы можем помочь окружающей среде?
( Дети: выбрасывать мусор в баки для мусора, можно делать поделки из ненужных вещей)
Физ. минутка
Мы по улице идём, на которой мы живём,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём,
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Воспитатель:- Вот какой наш город стал чистый и красивый и мне так хочется пожелать, чтобы на месте свалок с мусором были парки, леса, клумбы с цветами.
Ребята, давайте вспомним, что же мы можем сделать для того, чтобы наш город всегда был чистым и красивым?
Варианты ответов детей:
Не бросать на улицах мусор, убирать его в урну, сажать деревья и цветы.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету!
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!