Ольга Смирнова
Проект: «Мой друг Светофор»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой друг Светофор
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
ПРОЕКТ
«МОЙ ДРУГ – СВЕТОФОР».
Автор проекта:
ВОСПИТАТЕЛЬ
СМИРНОВА О. А.
г. Солигалич
2015 г.
Пояснительная записка.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, социально-педагогический, досугово - познавательный.
Проблема проекта
Публикация «Проект: „Мой друг Светофор“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Светофор
- Темочки
Недостаточное знание детьми правил дорожного движения, правил поведения на дороге, световых сигналов светофора. Родители не осознают важность темы по вопросам правил дорожного движения.
Обоснование проблемы
1. Родители не достаточно уделяют внимание темам: «Правила поведения на дороге», «Соблюдение правил дорожного движения взрослыми и детьми».
2. Нет знаний у детей о правилах поведения на дороге, о смене сигналов светофора, их значении.
Актуальность проекта:
Проект посвящен актуальной проблеме — совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста (3-4 года) отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Перед нами взрослыми встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» И только совместными усилиями педагогов и родителей, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. По результатам проведённого анкетирования : «Ребёнок и дорога» мы увидели, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей (70%) сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители (60%) не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Провести квалифицированную консультацию о правилах дорожного движения.
Цель проекта:
Объединение усилий педагогов и родителей по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи проекта:
- познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, со светофором, формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге
- приучать детей выполнять правила, действовать в коллективе сверстников; расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, обеспечивать эмоциональное благополучие;
- активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление;
- с помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей младшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Участники проекта:
Воспитатели и дети 2 младшей группы, родители воспитанников, мини отряд ЮИДД «Дошколёнок» (детский сад, физкультурный руководитель, музыкальный руководитель.
Предполагаемый результат
- Появление интереса у родителей к развитию детей в данном направлении, к работе воспитателей; - активное участие родителей и детей в совместной деятельности, совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ;
- формирование у детей первоначальных знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге ; - заинтересованность детей темой (дети самостоятельно проявляют инициативу, рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество, активность, с удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры); - организация образовательной деятельности с детьми и родителями (беседы, досуги, целевые прогулки, наблюдения) по закреплению знаний детей по ПДД.
Принципы:
Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Принцип природосообразности. Является одним из старейших педагогических принципов. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; зная зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.
Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности. Следует использовать данные проявления для построения работы по осуществлению проекта.
Методы и приемы:
- наглядные методы (наблюдения, рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий);
- словесные (беседы, чтение стихотворений, рассказов, загадывание загадок);
- практические (показ способов действия в конкретной ситуации, тактильное обследование предметов, занятия на мобильной транспортной площадке по отработке навыков безопасного поведения на дороге).
Формы работы по проекту:
Знакомство с правилами поведения на дороге через разные виды детской деятельности:
Консультирование родителей по интересующим их вопросам.
Проведение инструктажей.
Обновление развивающей среды.
Выступления на родительских собраниях.
Создание информационного уголка для родителей по безопасности дорожного движения.
Оформление буклетов, брошюр.
Просмотр открытых мероприятий родителями.
Занятия по познавательной деятельности.
Беседы с детьми и родителями.
Игровая деятельность.
Продуктивная деятельность.
Театрализованная деятельность.
Организация совместных с родителями развлечений.
Организация экскурсий, целевых прогулок.
Чтение специально подобранной литературы по теме проекта.
Работа с детьми:
• чтение и рассматривание художественной литературы.
• проведение игровых занятий;
• пополнение предметно - развивающей среды группы.
Работа с родителями:
• помощь в подборе художественной литературы;
• выполнение творческих заданий; фотографирование.
• Организация совместных с родителями развлечений.
Работа педагогов:
• подбор методической и художественной литературы;
• разработка перспективного планирования;
• проведение практической деятельности с детьми;
• проведение консультаций и бесед с родителями; анкетирование; памятки; буклеты; рекомендации.
Микросоциум:
• встреча с мини отрядом ЮИДД «Дошколёнок» (детский сад)
• беседы с детьми.
•
Макросоциум :
- ДТЮ, библиотека, отряд ЮИДД (школа)
Срок реализации проекта: 3 месяца (с 15 января – по 15 апреля 2015г.).
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
Создание условий для проведения проекта.
Подбор методической литературы.
Составления плана реализации проекта.
Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте, консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
2 этап – основной
При реализации проекта были использованы такие формы работы, как занятия, беседы, игры, экскурсии, досуги, развлечения.
3 этап – итоговый
Ход реализации проекта 1 этап подготовительный (15 января – 15 февраля)
Воспитатели, дети:
1. Постановка цели и задач. 2. Определения методов исследования. 3. Составление календарно – тематического плана по ПДД. 4. Подбор наглядно – иллюстрированного материала. 5. Подбор материала для продуктивной деятельности. 6. Анкетирование родителей: «Ребёнок и дорога» 7. Памятка для родителей: «Всё начинается с малого». 8. НОД: «Знакомство со светофором» 9. Д\И: «Светофор» 10. Рассматривание картины: «Улица полна неожиданностей» Приложение№1
Родители: 1. Помощь в подборе художественной литературы по теме, плакатов, игрушек. 2. Изготовление атрибутов для с/р игр. 3. Помощь в создании картотеки д/игр. 4. Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом.
2 этап основной: (15 февраля -15марта)
Воспитатели, дети:
1. Чтение художественной литературы: Н. Носов «Автомобиль» С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист», А. Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный» 2. Беседа: «Безопасность на дорогах». 3. Д\ И: «Собери машину по частям», «Угадай транспорт». 4. Игра – драматизация: «Путешествие по улице» 5. НОД: «Дети и улица» 6. Беседа: «Кто такие пешеходы» 7. Рисование на тему: «Нарисуем дорогу для машин» 8. Аппликация, лепка на тему: «Светофор». 9. П\ Игра: «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Машины». 10. С\ Р игра: «Автобус», «Шофёры» 11. Папка – передвижка: «Обучение детей ПДД» 12. Буклет: «В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить: правила дорожного движения» 13 Рекомендации по формированию у детей специальных навыков» Приложение №2 Родители:
1. Задания к конкурсу рисунков на тему: «Мой друг Светофор». 2. Фото – конкурс: «Моя любимая машина» и составление рассказа о ней ребёнком. 3. Отгадывание кроссворда по ПДД.
3 этап Заключительный: (15 марта – 15 апреля)
Воспитатели, дети :
1. Конструирование: «Пешеходный переход – макет» + Целевая прогулка: «Переход» (транспортная площадка) 2. Аппликация: «Дорога и Светофор» (с элементами рисования) 3. Беседа: «Мой друг Светофор» 4. Чтение стихов о светофоре, о пешеходном переходе. 5. Отгадывание загадок по ПДД. 6. НОД: «Правила поведения на дороге» 7. П\игра: «По длинной извилистой дорожке», «Цветные автомобили» 8. С\Р игра: «Мы шофёры» 9. Экскурсия на улицу рядом с детским садом: «Наблюдение за транспортом» 10. Беседа с родителями : «Начните с себя» 11. Папка – передвижка для родителей: «Формирование навыков поведения на улицах» 12. Рекомендации по обучению детей правилам безопасности поведения в процессе пешего движения. Приложение№3 Родители:
1. Сочинить сказку по ПДД и нарисовать рисунок к ней (вместе с ребёнком) 2. Изготовление книжки – малышки: «Дорожная азбука» 3. Участие в итоговом развлечении: «Наш друг – Светофор». 4. Проведение анкетирования родителей «Осторожно: дорога»
Итоги проекта:
1. Дети познакомились со значениями слов: проезжая часть, тротуар, обочина, руль, безопасность, транспорт, дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор…
2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, 70% детей знают, чем отличается грузовой автомобиль, от легкового автомобиля, 50 % детей знают, что автобус – это общественный транспорт и что он перевозит пассажиров.
3. Изготовили макеты улицы, светофора для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
4. Активизировались знания родителей об обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле. (результаты анкетирования)
5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М. : АСТ, 1995.
3. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
4. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
5. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М. : АСТ-ПРЕСС 1996.
6. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?.» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М. : Мол. Гвардия. 1992.
7. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 3—9 лет. М., 2001.
8. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н. А. Извекоа, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
9. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками. / Авт. -сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
10. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. М., 2005.
11. Сосунова Е. М., Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб. : ИД МиМ, 1997.
12. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
13. Скоролупова О. А. Занятия с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
14. Слуцкер Т. М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
15. Шалаева Г. П. азбука маленького пешехода. – М. : Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
16. Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г. П. Яковенко, Н. Г. Яковенко. – Киев: МП сканер.