Лада Навматуллина
Проект «Мой дом. Моя семья» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мой дом. Моя семья» во второй младшей группе.
Выполнила: воспитатель Навматуллина Л. М.
Проект на тему «Мой дом. Моя семья» во второй младшей группе
Участники проекта : воспитанники второй младшей группы №2, родители детей, воспитатель.
Тип проекта : познавательно- творческий.
Сроки проведения: декабрь-январь
Публикация «Проект „Мой дом, Моя семья“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой семьи. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений.
Цель проекта : Формирование у детей первоначальных представлений о семье; формирование образа «Я», умение называть своё имя и фамилию, имена членов семьи; воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Формирование чувства сопричастности к родному дому.
Задачи:
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»; расширять знания о ближнем окружении, о доме, предметах домашнего обихода;
• Расширять и активизировать словарный запас детей по теме;
• Формировать навыки безопасного поведения в помещении;
• Развивать творческие и конструктивные способности детей, эстетическое восприятие;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, бережное отношение к своему дому.
Предполагаемый результат:
Дети владеют понятием «семья». Знают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Имеют представление о родственных отношениях, о доме, предметах домашнего обихода. Проявляют больше уважения, заботы к членам своей семьи. Имеют представление значимости семьи и дома в жизни каждого человека. Сформированы навыки безопасного поведения в помещении. Дети умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье, доме. Сформирована активность и заинтересованность у родителей в образовательном процессе детей.
Продукт проектной деятельности :
Оформление газет на тему: «Папа, мама, я – счастливая семья!», «Моя семья». Проведение ООД на тему «Моя семья». Экскурсия «Такие разные дома!»
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
Опрос детей на тему «Что я знаю о своей семье?»
Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозируемый результат.
Подбор материалов, атрибутов, игрушек для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Моя семья».
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Изготовление лэпбука «Семья» (картотеку пальчиковых игр, загадок, сюжетные картинки, пословицы и поговорки о семье, игры «Составь свою семью», «Бабушкин коврик», «Сложи портрет», кармашки для книжек-малышек).
Сотрудничество с родителями:
Участие в сборе фотоматериала.
Чтение рассказов, стихотворений о семье с детьми дома.
Консультации для родителей по теме проекта, папки-передвижки «Мама, папа, я – счастливая семья, или незабываемый выходной», «Папа может все, что угодно (роль отца в воспитании ребенка)», «Безопасные каникулы».
Родительское собрание «Семья и её роль в воспитании ребёнка».
2 этап – основной (практический).
Образовательная деятельность:
Познание, социально-коммуникативное развитие: «Я и моя мама», «Я и моя семья». «Папа, мама, я - дружная семья», «Что такое хорошо и что такое плохо», «С кем я живу», «Забота о близких», «Дом, в котором я живу», «Кто в домике живет?», «Опасные предметы»
Развитие речи: «Моя любимая мама», «Расскажи о своей семье». Беседы: «Моя любимая мама (бабушка)», «Я и моя семья», «Как тебя называют дома?», «Расскажи, с кем ты живёшь?», «Сколько вас в семье?», «Как ты помогаешь маме, бабушке?», «В какие игры играют с вами родители (брат, сестра?», «Как о тебе заботятся мама, папа и другие члены семьи?»
Ситуативные беседы «Где живёт ваша семья? В каком доме?», «Чем можно порадовать маму?», «Мы - помощники».
Отгадывание загадок о семье. Знакомство с пословицами и поговорками о семье. Составление детьми рассказов о своей семье.
Чтение художественной литературы:
русские народные сказки «Три медведя», «Рукавичка», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» ; К. Чуковский «Цыпленок», К. Ушинский «Петушок с семьёй»; С. Маршак «Тихая сказка», А. Барто ”Младший брат», «Посидим в тишине»; Ю. Жукова «Про нас»; Н. Майданник «Моя семья»; Я. Аким «Маму крепко поцелую»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; М. Родина «Мамины руки»; Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама»; потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Оладушки», «У бабы Фроси».
Художественное – эстетическое развитие:
Рисование: «Платочки для матрешек», «Красивые воздушные шары для мамы».
Лепка: «Угощение для любимых», «Бублики для всей семьи», «Стол», «Рукавичка».
Аппликация: «Цветы для мамы», Аппликация «Постираем платочки», «Домик для зайчика и петуха»; коллективная аппликация «Зимний город».
Конструирование: «Мебель для дома», «Дом для матрешки», «Построй дом для своей семьи».
Игровая деятельность:
- Дидактические игры и упражнения:
«Мамины бусы», «Подбери платок», «Кто с кем?», «Кто что делает», «Чей малыш?», «Составь семью», «Профессии родителей», «Собираемся на прогулку», «Сложи дом», «Найди свой домик», «Составь свою семью», «Бабушкин коврик», «Сложи портрет»,
- Словесные игры:
«Назови ласково (каждого члена семьи)», «Кто я в семье?», «Кто, что делает?», «Как мы помогаем родным?», «Я умею…», «Назови, как тебя дома ласково называют»
- Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествуем с папой», «Мама заболела», «Семья», «Дочки-матери», «Уложи куклу Машу спать», «Магазин», «День рождения», «К бабушке в деревню».
- Игровые ситуации:
«Помощники», «Помогаем маме», «Мама готовит обед», «Мама пришла с работы», «У Оли болят зубки».
- Театрализованная игра:
настольный театр, игра-драматизация по сказкам «Репка», «Колобок».
- Подвижные игры:
«Гуси-лебеди», «Наседка и цыплята», «Лохматый пёс», «Найди пару»
- Игры с движениями:
«Помирились», «Что умеет делать папа?»
- Игра-соревнование «Бабушкины помощники».
- Хороводная игры:
«Ходит Ваня», «Колпачок», «Кто у нас хороший»
- Пальчиковая гимнастика:
«Семья», «Этот пальчик», «Наша семья», «Дом для семья», «Дружные пальчики», «Как у нашей внучки…», «Кто живёт в моей квартире».
- Физкультминутки:
«Семья», «Ладушки», «Помирились».
Просмотр мультфильмов:
«Мама мамонтёнка», «Где моя мама?», «Умка».
3 этап – заключительный
Итоговая ООД «Моя семья»
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, своего дома.
Родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
Изготовленный мной лэпбук «Семья» активно используется в работе по проекту. Он содержит картотеку пальчиковых игр, загадок, сюжетные картинки, пословицы и поговорки о семье, игры «Составь свою семью», «Бабушкин коврик», «Сложи портрет», кармашки для книжек-малышек.
В группе появился альбом «Моя семья – мой дом». Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье.
Участвуя в играх-драматизациях, дети попробовали себя в роли артистов. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Больница», «День рождения», «Гости».
На мой взгляд, проект «Мой дом. Моя семья» является первым шагом в воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.