Назарова Елена
Проект «Могучий орех». Блок «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Могучий Орех»
Блок «Экологическая тропа»
Проект среднесрочный познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: (август – сентябрь)
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Руководитель проекта: Назарова Е. А.
Темочки:
- Орехи. Поделки из скорлупы
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Актуализация темы.
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский
Природа хрупка и ранима. Важно дать детям представление о том, что человек часть природы: он не может жить вне её, не должен нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Цель: формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста;
Задачи проекта:
Расширять представление о дереве – орех, о значении его в жизни человека.
Окружить дерево (орех) на участке детского сада заботой и вниманием.
Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края, бережного отношения к ней, закладывать основу экологической культуры.
Ожидаемый результат:
• Научиться узнавать дерево по стволам и листьям, его плоды;
• Закрепить желание общаться с природой, беречь ее;
• Развивать у детей познавательную активность, творческие и коммуникативные навыки;
• Научить вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
• Закрепить знания о значении осадков, солнца, почвы в жизни деревьев.
Этапы проекта
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – собственно познавательно-исследовательский.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Формы реализации проекта:
• Практическая деятельность;
• Наблюдение за живой и неживой природой;
• Дидактические, настольные экологические игры;
• Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала) ;
• Труд в природе;
• Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.
I этап – подготовительный
Постановка цели и задач,
Подбор наглядного и дидактического материала,
Вызвать интерес к участию детей в проекте
Дидактические игры
1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т. д.).
6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
7. «Найди пару». Цель: найти одинаковые листья на картинке. И назвать, какому дереву они принадлежат.
II этап – познавательно-исследовательский.
Пополнение знания детей с помощью проведения занятий,
бесед, наблюдений, экскурсий.
Расширить знания детей о характерных особенностях и свойствах дерева и его плодов – орехов.
Словарь: скорлупа, ядро, кора, лист.
Познакомить детей с загадками и поговорками о грецком орехе.
Воспитывать у детей любознательность и интерес к родной природе.
Ручной труд. Поделки из ореховой скорлупы («черепашка», «кораблик»).
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.
«Что мы знаем о деревьях»
«Какие деревья растут на нашем участке»
«Как родился листок у дерева»
«Как сберечь деревья»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ.
Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке.
Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев, плодам.
Уточнить приметы лета и осени, их признаки. Развивать логическое мышление.
Ход беседы: Ребята посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья?
Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.)
Где грецкий орех? По каким приметам определили, что это грецкий орех? (На нем плоды орехи.).
Показать детям, что грецкий орех высокорослое дерево, ствол дерева прямой, кора светло-серая, имеет широкую, раскидистую крону с многочисленными ветвями, имеют сильный специфический запах, грецкий орех очень стройное дерево и его плоды очень ценны для здоровья. Предложить детям подойти к дереву, потрогать её ствол, собрать листья и опавшие орехи, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой.
-Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.
Загадки:
Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки.
(Орех)
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется.
(Орех.)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет
На зубок он попадет.
(Орех)
Игра на прогулке «Узнай дерево».
Дети становятся около воспитателя.
На слова воспитателя : «Раз, два, три, к грецкому ореху беги!» - они бегут и останавливаются у грецкого ореха. Воспитатель спрашивает, у ребят, как они узнали грецкий орех?
Ответы детей, что у него ствол прямой, кора светло-серая, что на нем растут орехи и что листочки большие и пахнут.
Народные приметы:
• Листья грецкого ореха, согласно народной примете, прогоняют муравьев и мух.
• Если носить листья грецкого ореха на шляпе, то они защитят вас от солнечного удара.
Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.
Воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.
ЭКСКУРСИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА. (Экологическая тропа. К грецкому ореху)
Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев.
Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых и ценных деревьев! А что бы узнать, что это за дерево, я предлагаем вам ответить на загадки.
Воспитатель: Молодцы, вы сами узнали, к какому дереву у нас сегодня запланирована экскурсия. Родиной грецкого ореха является Кавказ и Средняя Азия. Живет дерево долго - 400-500 лет. Животные любят орехи не меньше человека. Кабаны, белки, барсуки, косули и, даже, олени не упустят возможность полакомиться вкусными орешками. А некоторые животные запасают их на зиму.
- Как вы думаете кто? Ответы детей
Грецкий орех с древнейших времен применяется в медицине. Лекарства делают как из самих орехов, так и из их зеленой кожуры, листьев, веток, корней.
Запах листьев грецкого ореха не переносят комары, мухи, моль. Даже человеку нельзя долго находиться под ореховым деревом. От запаха листьев может заболеть голова.
Из древесины этого дерева люди делают ценную мебель.
Как много пользы приносит человеку это дерево. А люди иногда обижают его – срывают недозрелые орехи, ломают ветки. Я надеюсь, что вы, так много зная об этом дереве, будете относиться к нему бережно.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается грецкий орех от всех остальных деревьев, например, от березы? (У них разный ствол, разные листья, на грецком орехе растут плоды орехи, а на березе нет).
Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. У грецкого ореха ветви прочные, крепкие., а у березы тонкие, хркпкие
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья грецкого ореха и на листья березы. Они одинаковые? (Разные. У березы лист, меньше чем лист грецкого ореха, с зазубринами по краям, а у грецкого ореха листья большие, слегка вытянутой удлинённо-овальной формы.).
Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья грецкого ореха от листьев других деревьев.
Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».
Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Д/ игра «Скажи по-другому».
Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т. д.).
Воспитатель: Грецкий орех— идеальный продукт для того, кто хочет укрепить память, стать умнее и здоровее.
Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Дуб зелёный»
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
Воспитатель: На Кавказе грецкий орех почитается как священное дерево. Можно встретить деревья возрастом более четырёх веков. Всего 400 граммов грецких орехов полностью удовлетворят суточную потребность в еде, при этом это будет полноценная, богатая всеми необходимыми элементами и витаминами пища.
Воспитатель: В пословицах, так говорили о грецком орехе
Человек не орех — сразу не раскусишь.
Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой.
Орех разгрызть - небольшая корысть.
Пословицы и поговорки про орех
Грех - с орех, ядро - с ведро.
Печаль в сердце что червь в орехе.
Коль не разгрызешь ореха, так и ядра не съешь.
Урожай - не орехи, два года подряд не бывает.
Ест орехи, да на зипуне прорехи.
Орехи - девичьи потехи.
У одних - даже вата шуршит, у других - и орехи не трещат.
Орех разгрысть - небольшая корысть.
Легенда про грецкий орех
Дочь греческого царя Кария была возлюбленной бога Диониса,
но случилось несчастье и девушка умерла. Тогда Дионис превратил
ее в ореховое дерево, а Артемида принесла печальную весть Карию
и повелела построить храм в свою честь. Колонны храма сделали
из деревьев в форме молодой женщины и назвали кариатидами,
то есть нимфами грецкого ореха.
Еще одна легенда про грецкий орех
В Кариях (а слово «карие» означало у древних греков «орешник», молодые девушки водили хороводы в честь Артемиды, которой было посвящено это растение. Однажды участкицы хоровода, испугавшись налетевшей внезапно грозы, бросились под защиту священного дерева и тут же превратились в орехи, висящие на его ветвях.
III этап- обобщающий
Обобщение результатов работы, предложенного материала,
анализ и закрепление полученных знаний.
Результаты проектной деятельности.
у детей пополнились, систематизировались знания и представления об изменениях в природе, о многообразии окружающих их деревьев;
на основе углубления и обобщения представлений о дереве орех и использовании его человеком, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками у детей расширился и активизировался речевой запас;
появилось желание самостоятельно заняться творчеством, работать сообща над общим проектом;
большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Конкурс поделок из природного материала «Что орех нам подарил!»