Елена Барсукова
Проект «Мир воды» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир воды»
Тип проекта : исследовательско – творческий
Вид проекта : краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Родители, музыкальный руководитель.
Составила проект Барсукова Е. А. – воспитатель 1 квалификационной категории.
Пояснительная записка.
Публикация «Проект „Мир воды“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Актуальность: проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценностей природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относится к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчёркивает актуальность данного проекта.
В проекте используется метод педагогической интеграции в образовательных областях: познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое и художественно – эстетическое.
Проблема: недостаточное представление у детей о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению воды.
Игровая мотивация: Письмо от принцессы Капельки
Цель: развитие у детей интереса к познаниям и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды; воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи:
• Систематизировать и расширять представление детей о свойствах воды.
• Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного)
• Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
• Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
План деятельности по достижению цели.
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду.
- подбор художественной литературы по теме
- подбор энциклопедий, карт, схем.
- составление презентации опытов с водой
- подготовка оборудования для опытов с водой.
- изготовление альбома «Стихия воды»
- изготовление персонажа «Капелька»
- оформление папки для родителей «Доступные опыты с водой»
- изготовление шапочек для игры «ходит Капелька по кругу»
3. Разработать перспективный план занятий познавательного типа.
4. реализовать выполнение проектных мероприятий.
Реализация проекта.
Совместная деятельность с детьми.
1. использование фольклорных материалов о воде: стихотворения, потешки, загадки.
2. рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде» «Водоёмы»
3. беседы на тему:
• Какие водоёмы на планете ты знаешь?
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озёрной?
• Какие свойства воды ты знаешь?
• Зачем человеку нужна вода?
• Кому нужна вода?
• Что было бы, если бы с Земли ушла вся вода?
4. рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, пустыни. Рассматривание предметных картинок с сюжетами использования воды.
5. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь. Иней, сосульки, капель. ручейки, и т. д.)
6. Экскурсии, иллюстрации, просмотр видеофильмов о природе.
7. Игры – эксперименты с водой, игры – опыты.
8. Подвижные игры.
9. Рисование на тему «Вы слыхали о воде, говорят, она везде»
Совместная деятельность с родителями.
1. Создание персонажа Капельки.
2. Экспериментирование дома.
Совместная деятельность с педагогами ДОУ.
1. Методические рекомендации по данной теме.
2. поиск методической литературы, фильмов, иллюстраций, записей фонотеки.
Предполагаемый итог проекта.
• Презентация «Мир воды» для воспитателей на педсовет с целью обмена
опытом.
• Альбом «Стихия воды»
• Выставка рисунков «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»
• Обогащение предметно – развивающей среды» Уголок природы.
Тематический план.
Презентация проекта. Знакомство с Капелькой.
Цель: уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды и питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении).
Создать условия для формирования у детей и о значении воды в жизни человека : вода –источник жизни человека.
Прививать бережное отношение к воде.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
• Беседа «Кому нужна вода?»
НОД «Кому нужна вода» Опыты: «Растения льют воду», «У растений внутри есть вода». Рассматривание альбома «Кому нужна вода»
Цель: формировать представление о значении воды в жизни природы и человека. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Беседа - «Какие свойства воды ты знаешь?»
НОД «Свойства воды»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект» как вода, таит в себе много неизвестного.
Учить работать с тонкой стеклянной прозрачной посудой, стеклянными стаканчиками, палочками, с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывая свою правоту. Активизация и обогащение словаря детей.
Опыты «Свойства воды»
Вода – это жидкость. Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета, она прозрачная. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет формы. Вода может быть разной температуры.
• Беседа «Вода – растворитель»
Опыты «Вода растворяет сахар, краску, соль и др.»
Слушание «Шум воды»
Цель: Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды. Продолжать учить детей работать с прозрачной стеклянной посудой, стеклянными палочками. Показать. Что вода является растворителем для некоторых веществ. Вода бывает солёной и пресной в разных водоёмах.
• Вода усиливает звук. Опыт.
• Музыкальное занятие «Путешествие Капельки»
Подвижная игра «Ходит Капелька по кругу»
Опыт «Капельки»
Цель: формировать представление детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.
• НОД «Какая бывает вода?» Опыты: вода бывает тёплой, холодной, горячей»
Цель Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения тёплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
• Рассматривание снежинок, льда. Изготовление схем о свойствах воды.
Опыты: «Пар – это вода», «Лёд – твёрдая вода», «Получение инея», «Превращения воды»
Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи.
• НОД «Поможем воде стать чистой»
Опыт «Очистка грязной воды»
Цель: развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решение. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность.
• НОД «Берегите воду»
Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.
• Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озёрной?»
НОД «Ручейки и озёра» Подвижная игра «Ручеек». Рисование на тему: «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.»
Цель: дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на Земле. Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять. Формировать навыки экологически правильного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.
• Беседа «Где живут капли воды в детском саду?»
Рассматривание капелек воды через лупу.
Размещение «капелек» в группе там, где пользуются водой.
Пословицы и поговорки о воде.
Цель: поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.
В результате освоения проекта осуществляется :
Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира.
Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях. Привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, желания действия по её сохранению и улучшению.
Эмоциональное развитие ребёнка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие)
Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Ребёнок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника.
Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием, формирование у детей опытно – исследовательских навыков.