Галина Романова
Проект «Мир ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Мир ткани»
1. Автор проекта :
Романова Галина Александровна,
воспитатель высшей категории
1.2 Челябинская область
1.3 Г. Миасс
1.4 МБДОУ «Детский сад №39»
2. Описание проекта
2.1 Название проекта : Мир ткани
2.2 Девиз проекта : Неизведанное рядом
2. 3 Проблема: Недостаточное развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
Публикация «Проект „Мир ткани“» размещена в разделах
2. 4 Цель: Знакомить со свойствами тканей, помочь определить их особенности;
ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность.
2. 5 Задачи: Формирование диалектического мышления, развитие познавательного опыта; поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
2. 6 Образовательные области: Познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая.
2.7 Участники проекта,
возраст дошкольников: Дети старшей и подготовительной группы, от5- 7 лет.
2.8 Приблизительная продолжительность проекта : Краткосрочный.
2. 9 Ожидаемые результаты: Способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, умение взаимодействовать друг с другом, применять полученные знания на практике.
2.10 Методы и формы оценивания Беседы, индивидуальная работа, дидактические игры.
3. Этапы планирования.
3. 1 Подготовительный этап: Чтение познавательной литературы: история возникновения ткани,из чего и как изготавливается; возникновение одежды, рассматривание иллюстраций, картинок от древности до нашего времени.
3.2 Основной этап Рисование одежды, составление рассказов: «Моя любимая одежда».
Дидактическая игра: «Подбери ткань к сезону», Исследовательская деятельность (свойства различных тканей : прочность, водонепроницаемость, легкость); подбор видов ткани для альбома.
3.3
Заключительный этап: Изготовление праздничных салфеток на столы. Составление альбома: «Мир ткани». Изготовление атрибутов для игры: «Ателье».
4. Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
4. 1 Технологии и оборудование: Использование познавательной литературы: энциклопедии. Разработка конспекта непосредственно – образовательной деятельности. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова: «Неизведанное рядом» М. Т. Ц. «Сфера», 2001г, Волчкова В. Н., Степанова Н. В: «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», Воронеж, 2004г. Рассматривание иллюстраций; подбор демонстрационного материала (поиск в yandex, подбор различных видов ткани.
Непосредственно – образовательная деятельность на тему:
«Для чего нужны ткани».
Цель: знакомить со свойствами тканей, помочь определить их особенности, ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность.
Оборудование: различные виды тканей, картинки одежды разных времен.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
-Дети, какие вы сегодня красивые, нарядные, аккуратные! Скажите, что вы чувствуете, когда на вас надеты красивая рубашка или платье, красивая куртка или модные брюки? (ответы детей).
-Из чего сделана ваша одежда? (из ткани).
Воспитатель приглашает к столу, где представлены образцы различных тканей. Дети рассматривают, исследуют руками.
- Расскажите, какие ткани вам понравились?
Дети рассказывают, какая ткань по цвету, по структуре, толстая или тонкая, мягкая или жесткая, прозрачная или плотная.
- Посмотрите внимательно, все ткани разные, но у них есть одно сходство: они сделаны из нитей.
Воспитатель отделяет нити из разных тканей, дети рассматривают их. Знакомятся с коллекциями «Хлопок», «Лен», «Шелк», «Шерсть».
-Нити все разные, поэтому и ткани все разные.
- Ребята, хотите узнать, когда появились первые нити и человек стал делать из них ткани? Послушайте интересный рассказ:
История возникновения одежды.
Это было давным-давно, когда на нашей планете всегда было тепло, и люди обходились без одежды. Они связывали из листьев растений себе повязки и прикрывали свое тело от солнечного зноя и то мелких насекомых. Но постепенно климат на Земле менялся, стало холоднее, и древним людям пришлось позаботиться о своем теле, чтобы уберечься от холода и ветра.
Человек придумал выход. Он взял шкуру, перья птиц и создал себе одежду. Она была грубой и тяжелой. Движения человека были скованны. Летом в ней было жарко. (Показ картинки)
Однажды кто – то из людей заметил, что растения состоят из тонких нитей, и, если эти нити обработать, получиться волокно, из которого можно прясть пряжу и изготавливать ткань. Люди стали обматываться тканью. Скоро они заметили, что в такой одежде неудобно работать. Тогда люди начали из ткани шить. Платья были длинные, до самой земли. Это тоже было неудобно. Постепенно платья укорачивались. В них стало удобно ходить и работать.
- А чем же люди шили? Ведь иголок и швейных машин в то время не было. Люди придумывали прокалывать шкуры зверей и ткани тонкими отточенными камнями, рыбьими костями. Тяжелым был этот труд. (Показ картинки). Затем нитями соединяли части одежды. Постепенно толстые и грубые иглы из камня и кости заменялись на иглы из железа. А у нас на Руси научились изготавливать иглы из серебра. Первые стальные иглы завезли к нам арабские купцы. С помощью стальной иглы научились шить не только простую, скромную одежду, но красивые наряды с отделкой и вышивкой.
Намного легче стало людям, когда изобрели и придумали швейную машинку. Машинки бывают ручные, электрические. На фабриках и заводах шьют современными электрическими машинками. Машинки умеют делать все: пришивать пуговицы, обметывать ткань, делать вышивку.
В древней Греции самой распространенной верхней одеждой был гимантий, прямоугольный кусок шерстяной ткани, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. (Показ картинки).
Показ картинок одежды:
Древней Руси
Одежда 18 века
Одежда народов Южного Урала
Современная одежда для мальчиков и девочек
Профессиональная одежда
Домашняя одежда
Спортивная одежда
Школьная одежда
Тканей сейчас в магазине большой выбор, на любой вкус. У каждой ткани есть свое название : шерсть, драп, ситец, шелк.
- Давайте подумаем и отберем те ткани, которые пригодятся для пошива одежды к осеннему и зимнему сезону.
- Для пошива одежды к летнему сезону. Много людей трудится, чтобы волокно превратилось в пряжу, пряжа в ткань, ткань в одежду. Человек для удобства в жизни придумал много видов разной одежды, трудно все перечислить.
Пальто, шуба, куртка, комбинезон, платье, сарафан, юбка, майка, кофта, свитер. Пиджак, брюки, бриджи, лосины, спортивный костюм. Шорты, жилетка, балльное платье, шарф, косынка, платок, шляпа, кепка, носки. Чулки, колготки и многое другое.
-Дети, подумайте, где еще могут использоваться ткани?
На окнах – шторы, постельное белье, полотенца, скатерти, салфетки, покрывала. Обивка для мебели, чехлы для машины, парашют, палатка для туристов.
- Теперь предлагаю поиграть в сюжетно – ролевую игру магазин «Мир тканей».
Литература:
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова: «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Воронеж: Т. Ц, «Учитель», 2004г.
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом».
М. :.Т. Ц. «Сфера», 2001 г.