Непочатых Екатерина
Проект «Мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Мир растений»
Экологический проект «Мир растений» предназначен для занятий с детьми старшей группы. По количеству участников является коллективным, долгосрочным.
Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Но у детей знания о растениях разрозненные, нет навыков ухода за растениями, навыков бережного отношения к растениям.
Публикация «Проект „Мир растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий.
Участники. Дети 5-6 лет.
Взаимодействие педагогов: воспитатели, воспитатель по ИЗО, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Срок реализации проекта : декабрь 2018г. – август 2019г.
Цель проекта : исследовательская деятельность по изучению жизни растений во взаимосвязи с экосистемой; а также природоохранная деятельность.
Задачи проекта
Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев и цветов, их разнообразии и взаимосвязях в природе.
Изучать взаимодействия растений с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения растений, их зависимости от времени года.
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь растений.
Ожидаемые результаты.
1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Экологический проект «Мир растений», развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям, цветам; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе родного края.
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий). Исходя из климатических особенностей региона, я разделила работу по проекту на две части :
1часть – деревья;
2часть – цветы.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный (организационный)
- Разработка проекта
- Изучение научно-методической литературы.
- Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов
о комнатных растениях, о лечебных их свойствах, загадок;
II этап – основной (практический)
- Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
- Организация и проведение образовательной деятельности по реализации
содержания проекта.
- Привлечение педагогов и родителей для реализации проекта;
III этап – заключительный (итоговый)
- Анализ и систематизация результатов работы, подведение итогов;
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, дополнили развивающую среду пособиями, играми. Уделили внимание оформлению зеленого уголка в группе. Совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего участка»; коллекцию семян деревьев.
Работа с детьми.
Специально-организованная деятельность
«Деревья нашего поселка».
Задачи: представления о деревьях, отношение к ним.
Предложила детям схему знакомства:
1. Как зовут тебя дерево?
2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
3. Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая?
«Путешествие царство комнатных растений».
Задачи: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
«Весенние первоцветы» (интегрированное занятие).
Задачи: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.
Исследовательский этап.
Задачи: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.
Исследование дерева.
Задачи: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?
У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?
На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать соседей дерева.
У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.
Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, я широко использовала игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Я старалась раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.
Для меня было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу я построила по следующей системе.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Сравни». «Что лишнее». «Назови плод». «Определи дерево по листочку». «Скажи по-другому». «Найди свое дерево». «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», Магазин «Цветы», «Найди, о чем расскажу».
Словесные игры.
Задачи: Развивать умение описывать растения и находить их по описанию: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем», «Что за деревце».
Загадывание загадок.
Задачи: Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.
1. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность.
Продуктивные виды деятельности.
Коллаж «Цветочное царство», «Портрет семьи дерева»
Задачи: Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.
Аппликация «Астра из ниток», «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Древо жизни»,
Задачи: Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток, листьев, фотографий. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании аппликации.
Аппликация «Волшебные цветы».
Задачи: Научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезывания и наклеивания; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.
Лепка «А мы по лугу гуляли…», «Кисть рябины».
Задачи: Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов (мелких предметов). Развивать фантазию, воображение детей.
Рисование «Мой любимый цветок», «Березка»(методом «тычка»).
Задачи: Закрепить способ рисования «тычком» в изображении цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит. Закреплять умение правильно держать кисть.
Рисование «Мой любимый цветок», «Деревце за деревце», «Соседи дерева»,
Задачи: Развивать изобразительные навыки, воображение, точность движения руки, восприятие цвета.
Рисование пластилином: «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу».
Задачи: Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином. Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.
Оригами «Тюльпан».
Задачи: Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги. Развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.
Чтение художественной литературы:
«Зеленая страна» Е. Серова, «Мудрость дерева» А. Лопатина, «Жизнь дерева» А. Лопатина, «Липкины дары» А. Лопатина, «Листопад» И. Бунин,
О цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова, Ж. Санд. «О чем рассказали цветы», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца»; «Кто на яблоньку похож?», Соколов-Микитов И. «Цвета леса»; «Легенды о цветах». Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».
Задачи: Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
Пальчиковые игры. «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения».
Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
«Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения».
Подвижные игры. «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».
Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.
Хороводные игры. «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».
Задачи: Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.
«Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».
Мини-развлечение.
Задачи: Позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания детей о цветах.
Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».
Задачи: Закреплять знания о внешнем виде луговых и садовых цветов; развивать быстроту. Ловкость. Умение из общего количества искусственных цветов или карточек-цветов выбрать те, которые соответствуют названию команды.
Трудовая деятельность.
Поливка комнатных растений.
Мытье комнатных растений.
Поливка клумб с многолетниками.
Посадка рассады цветов.
Черенкование комнатных растений.
Пересадка комнатных растений.
Наблюдения.
Наблюдение за одуванчиком.
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).
Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
Цель. Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать глагольный словарь. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Сформировать эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, речь.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток.
Раскрашивание цветов, деревьев в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.
Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
Составление рассказов о растениях, сочинение стихов, загадок.
Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика)», «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад».
Задание на дом (совместно с родителями).
Какие комнатные растения живут у вас дома?
Рассаду, каких цветов выращиваете дома?
Придумать загадку или сказку о цветах.
Участие в выставке работ «Цветочная фантазия».
Нарисуйте с родителями плакат на тему «Сохраним окружающий мир»
Участие в акции «Красивый детский сад» (высадка рассады на участке детского сада).
Заключительный, обобщающий этап.
Дети закрепили знания о растениях, об их красоте и пользе, сформированы элементарные представления о жизни деревьев и цветов, их разнообразии и взаимосвязях в природе.
В процессе исследовательской деятельности дети усвоили функциональные особенности систем жизнеобеспечения растений, их зависимости от времени года.
У детей развито воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Умеют отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь растений.
Экологический проект «Мир растений», развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям, цветам; способствует усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; помогает гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).