Анастасия Визгина
Проект «Мини — огород» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
аботая над выпускной квалификационной работой, хотела бы представить свой педагогический опыт по разработке и реализации проекта «Мини – огород» в подготовительной группе.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Мини — огород“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне
Цель проекта
Формирование у детей позитивных установок к трудовой деятельности в природе по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. А также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.
Задачи проекта
1) Способствовать развитию у детей познавательной
активности любознательности, стремления к самостоятельному познанию в трудовой деятельности интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.
2) формирование позитивных установок к различным видам труда ;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
3) развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
тип проекта :краткосрочный
Продолжительность: 2 месяца.
Участники
Дети подготовительной группы, родители, педагоги: Визгина А. Е., Гарбуза Е. И.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с культурными растениями.
С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
У детей сформируется уважительное отношение к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап : Осуществление проекта начали с совместного выбора темы и определение цели, задач проекта. Знакомство детей с овощными культурами, рассматривание семян, и что нужно для трудовой деятельности в природе, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Мини-огороде», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Исследовательский этап: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта : беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и наблюдение за растениями, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы.
Заключительный этап: подведение итогов. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследования. Разработка методического пособия «Огород круглый год».
План реализации проекта.
Подготовительный этап
1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки и беседы о растениях. [Приложение № 1]
2. Консультация для родителей. «Мини -огород».[Приложение № 2]
3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена). [Приложение № 3]
4. Разбивка огорода на подоконнике. [Приложение № 4]
Исследовательский этап
1. Рассматривание семян (гороха, томата, огурца, редиса, свёклыи т. д., посадка семян и лука. [Приложение № 3]
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
3. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус»,
«От какого овоща эта часть?». [Приложение № 5]
4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
Зарисовка дневника «От семени к плоду».[Приложение № 7]
Лепка из соленого теста «Овощи».[Приложение № 6]
Заключительный этап
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Работа с родителями и детьми : оформление выставки. «Овощи»[Приложение № 8]
3. Разработка методического пособия для формирования позитивных установок к различным видам труда «Огород круглый год»[7, 11] [Приложение № 9]
4. Защита выпускной квалификационной работы по проекту «Мини – огород» [Приложение № 10]
План экспериментальной деятельности.
Земля
Название мероприятия: Узнаем какая земля. [20,22]
Цель: Выявить свойства земли: черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения[20]
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения[18, 20]
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).[8, 19]
Приложение№1
Стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки и беседы о растениях.
Капуста
С неба льётся дождик грустный,
Ест улитка лист капустный.
Как поест она до сыта,
Станет лист похож на сито.
Капуста
Белая и хрусткая,
Зовут меня капустою.
Вкусная, полезная –
Прогоню болезни я.
Лук
Со мной общаться вам бывает сложно.
Без слёз очистить даже невозможно.
Но я полезен очень - вот так штука:
Нет от простуды средства лучше лука.
Морковь
Если чаще есть морковку
Не нужны и тренировки
Каждый день пей сок морковный -
Будешь сильным и здоровым.
Автор: неизвестен
Огурец
Под листочками на грядке
огурцы играют в прятки.
дождик лишь водить начнёт
Всех заметит, всех найдет.
Огурцы
Огурцы растут на грядках.
Поливайте их, ребятки, —
Будет добрый урожай —
Собирать лишь успевай.
Затаились под кустом…
Всё равно мы их найдём!
Чеснок
Чеснока душистый зубчик
Мы с тобой положим в супчик.
Даст он супу аромат,
Станет суп вкусней стократ!
Чеснок
Загадки.
Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый (Лук)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла)
В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа. (Фасоль)
Пословицы и поговорки
«Капуста любит воду да хорошую погоду»
«Без капусты щи не густы.»
«Хлеб да капуста лихого не попустят» (пища здоровая)
«Ни один рот без капусты не живет»
«Вешний пир капустой дивен»
Лук от семи недуг.
Лук да баня все поправят.
Горе луковое (т. е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).
Лук с чесноком – родные братья.
Сердце с перцем, душа с чесноком (т. е. злой человек).
Редька хвалилась: «Я с медом хороша!»
Надоел, как горькая редька.
Морковь прибавляет кровь.
Съешь и морковку, коли яблочка нет.
В море огурцы сажать (т. е. преувеличивать, обманывать).
«Бобы не грибы, не посеешь — не взойдут»
«Если б на горох не мороз, он бы давно через тын перерос»
«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
Сказка «Зеленый остров».
У круглой жёлтой луковицы проклюнулся зелёный росток.
Маленький Серё жа увидал это и воскликнул:
- Бабушка, бабушка, посмотри-ка, зелёный лук вылезает!
- Возьми стакан, налей туда воды немножко и поставь луковицу - вот и будет у тебя свой огород, - ответила бабушка.
Серёжа так и сделал. Каждое утро подбегал он к своему огороду и смотрел, что же происходит с луковицей. На третий день в стакане показались белые ниточки-корешки.
- Теперь можно и в землю посадить, - сказала бабушка и принесла из кладовки цветочный горшок.
Зелёные стрелки тянулись всё вверх и вверх. И однажды бабушка сказала:
- Пора с твоего огорода урожай собирать!
И мама, и папа, и бабушка - все ели вкусный салат из зелёного лука и нахваливали Серёжу.
- На дворе зима, а у нас в доме весной
говорила бабушка.
А Серёжа, разрумянившийся от похвалы, говорил:
- Кушайте, кушайте, я ещё что-нибудь выращу! Может быть, даже арбуз! Надо только, чтобы из семечка росточек выглянул!
Сказка про овощи.
Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он говорил: «Вот видите, я был прав!» Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он ни при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная!» Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде. Как ты думаешь, есть ли люди, похожие на них по характеру?
СКАЗКА О ЛУКЕ
Жил да был угрюмый Лук -
Плакал днём и ночью.
- Отчего ты плачешь, друг?
- Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Каждый, кто сорвёт меня,
Сразу плачет горько.
Очень прост я, неказист -
Стрелки, да и только.
Зелен острый длинный лист,
На конце – иголка.
Все они стоят пучком.
Посмотрите: в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже - помидоры.
Только я один в мечтах…
Горе Луку, горе!
Так поплакал наш Лучок.
Капли слё з упали:
Появился старичок
(В сказках его знали).
Очень стар и невелик,
Борода - по пояс,
Пёстрый длинный дождевик,
Хриплый, низкий голос.
- Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнё с: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Точно одуванчик,
И таким прекрасным стал
Наш зелёный мальчик!
Рассказ об овощах
Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды. У человека, который съел мясо, прибывают силы, потому что в мясе много белка. Горох и фасоль называют растительным мясом — они тоже богаты белком.
Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями.
Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре. В картофеле много крахмала.
А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде — это тыква. Любопытно ещё и то, что тыква — родственница арбузов и дынь. Они все вместе растут на бахче. В переводе с другого языка «бахча» означает сад, но сад этот необычный. Здесь не растут плодовые деревья и кустарники, зато всё огромное поле занято арбузами, дынями и тыквами, и они, развалившись, лежат прямо на земле, зреют и дожидаются своего часа — сбора урожая.
Приложение №2
Консультация для родителей
«Мини -огород».
Огород на подоконнике в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей младшего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.
Поэтому родителям предлагается выбрать для посадки :лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Рекомендовать родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Приложение №3
Фотоколлаж
«Рассматривание и посадка семян»
3
,
Приложение№4
Фотоколлаж
«Разбивка огорода на подоконнике»
Приложение№5
Дидактическая игры
Дидактическая игра «Найди о чем расскажу»
Цель. Нахождение предметов по описанию взрослого.
Содержание игры. Овощи и фрукты лежат так, чтобы дети могли их видеть. Воспитатель описывает по очереди каждый предмет, лежащий у него на столе: называет его форму, детали, окраску, вкус (некоторых предметов).
Воспитатель объясняет, что должны делать дети: «Покажи на столе, а потом назови, о чем я рассказала». «Сначала назови, а потом покажи, о чем я рассказала».
Правила игры. «Выслушай все, что говорит воспитатель, потом найди то, что узнал».
Дидактическая игра «Угадай, что в руке»
Цель. Нахождение названного предмета с помощью одного анализатора.
Содержание игры. Дети стоят в кругу с отведенными за спину руками. Каждому в руки воспитатель кладет овощи и фрукты. Ребятам не разрешается смотреть, что у них в руках. Воспитатель показывает какой-либо предмет, дети, у которых в руках находится такой же, подбегают к нему. («У кого морковь, ко мне!»)
Правила игры. «Не смотри, что у тебя в руке. Узнай на ощупь».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель. Нахождение предмета при помощи одного анализатора.
Содержание игры. Для первых игр овощи и фрукты опускаются в мешочек при детях. В дальнейшем мешочек заполняется заранее. Сначала подбираются овощи и фрукты, ярко отличающиеся по форме и деталям, а затем более похожие друг на друга.
Детям предлагается, не заглядывая в мешочек, найти какой-нибудь предмет и назватьего («Не глядя в мешочек, найди, что хочешь; скажи, что взял») или найти то, что назовет воспитатель («Найди, что назову»).
Правила игры. «В мешочек заглядывать нельзя. Сначала скажи, что в руке, потом покажи всем».
Дидактическая игра «Угадай, что съел»
Цель. Узнавание предмета при помощи одного анализатора.
Содержание игры. Овощи и фрукты нарезают маленькими кусочками и дают попробовать всем детям. Детям для зрительного контроля на столе лежат те же самые овощи и фрукты, только не нарезанные. Воспитатель говорит: «Хорошо разжуй, найди на столе и скажи, что ты ел». В последующих играх можно предложить детям назвать вкусовые ощущения («Как стало во рту: горько?. сладко?. кисло?»). Вопрос следует задавать в такой форме, чтобы дети имели возможность выбрать соответствующее название для определения вкуса.
Правила игры. «Не смотри, что тебе кладут в рот. Закрой глаза. Сначала разжуй, потом скажи, что съел».
Игры с комнатными растениями.
Дидактическая игра «Найди такой же»
Цель. Нахождение предметов по сходству.
Содержание игры. Одинаковые комнатные растения (по три-четыре) стоят на двух столах. Воспитатель показывает растение на одном столе, а ребенок должен найти похожее на другом.
Второй вариант (более сложный) Найти все похожие растения среди растений в групповой комнате.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель. Нахождение предметов по сходству.
Содержание игры. На два стола ставятся одинаковые растения (по три-четыре) в одной и той же последовательности, например, фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань. Детям предлагается закрыть глаза. В это время воспитатель меняет местами растения на одном столе. Дети должны поставить растения на место. Зрительным контролем служат растения на другом столе. После нескольких игр можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
Правила игры. «Не подсматривай, что делает воспитатель. Найди, что изменилось.
Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу»
Цель. Нахождение предметов по описанию взрослого.
Содержание игры. Отбирается несколько комнатных растений (два-три) с заметными отличительными признаками. Воспитатель рассказывает: на что похоже то или иное растение («на дерево», «на травку»,есть ли у растения стебель, какой формы у него листья (круглые, овальные - «как огурчик», узкие длинные), какая окраска цветов (основные цвета, их количество на цветоножке. Дети должны показать, а если смогут, то и назвать описанное воспитателем растение.
Второй вариант. Дети находят в группе все растения, похожие на то, которое описал воспитатель.
Правила игры. «Найди и покажи растение, когда воспитатель все о нем рассказал».
Приложение №6
Фотоколлаж
«Лепка овощей из соленого теста»
Приложение№7
Фотоколлаж
«Зарисовка дневника «От семени к плоду»»
Приложение №8
Фотоколлаж
«Оформление выставки с родителями «Овощи»»
Приложение№9
Фотоколлаж
Разработка методического пособия для формирования позитивных установок к различным видам труда «Огород круглый год».
Приложение№10
Фотоколлаж
Защита выпускной квалификационной работы по проекту «Мини – огород»
По реализации проекта «Мини - огород» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с культурными растениями.
-У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
-В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.
-Дети познакомились с многообразием посевного материала.
-Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
-В группе был создан огород на окне.
-Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.
-Родители приняли активное участие в проекте «Мини - огород».
-Разработали методическое пособие для формирования позитивных установок к различным видам труда «Огород круглый год».
Заключение
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. [9]
Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод, что правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира. [16]
Исходя из выше изложенного, можем сделать вывод, что метод проектов способствует :
-актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности;
-реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет вести его по ступеням роста от проекта к проекту. [16]
-познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем в будущей работе в коллективе будут воспитывать в ребенке нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность. [22]