Ирина Байкова
Проект мини-музея народной игрушки «Забава»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект мини-музея народной игрушки
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Публикация «Проект мини-музея народной игрушки „Забава“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.
Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.
Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».
Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно – исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки «Забава».
Этапы проекта мини-музея народной игрушки :
1. Подготовительный этап
В начале работы я определяла тему, цели и название мини-музея, разрабатывала его модель, выбрала место для размещения.
Цели создания мини- музея :
- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;
- Воспитывать интерес к народным промыслам;
- Знакомить с русским народным фольклором посредством народной
игрушки;
- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук
- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с
использованием народной игрушки;
- Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;
- Повысить общий культурный уровнь родителей.
2. Этап реализации проекта.
Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.
Мини-музей располагается в помещении группы, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а так же сделанные руками родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.
Для осуществления плодотворной работы с детьми в нашем мини-музеи был разработан ряд основных принципов:
1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь именно для этого мастерили их русские люди.
2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку.
Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняются новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.
Проект мини-музея деревянной игрушки долгосрочный, он создан в сентябре 2011 года и рассчитан на 3 года. С каждым годом содержание проекта будет расширяться в соответствии с возрастом детей.
Проект мини- музея народной игрушки «Забава»
Средняя группа
1 квартал
Цели Педагогическая
работа Формы работы с детьми, родителями
- познакомить с музеем народного быта;
- познакомить с тканевой игрушкой (закрутки и др.) - организация мини-музея в группе;
- сбор информации и иллюстративного материала;
- привлечение родителей к организации мини-музея (анкетирование, сбор экспонатов)
-сбор информации художественной литературы по тканевой игрушке - экскурсия в комнату народного быта ДОУ
- беседа у экспозиции тканевой игрушки
- чаепитие с мамами «Рукодельницы»
2 квартал
- познакомиться с семёновской матрёшкой;
- познакомиться с дымковской глиняной игрушкой;
- воспитывать интерес к прикладному искусству - организация экспозиции «Русская матрёшка»;
- изготовление альбома «Виды матрёшек», шаблонов;
- организация экспозиции дымковской игрушки - беседа у экспозиции «В гости к Матрёшке»;
- разучивание стихов, загадок о матрёшках;
- раскрашивание шаблонов матрёшек;
- развлечение «В гостях у Матрёшек» ;
- беседа у экспозиции глиняной игрушки
3 квартал
- продолжать знакомить с глиняной игрушкой;
- познакомить с полхов- майданской игрушкой - сбор информации и иллюстративного материала;
- СХД – лепка из глины «Птичка» с последующем раскрашиванием;
- беседа и ознакомление с экспозицией полхов- майданской игрушки;
- СХД- раскрашивание шаблонов полхов- майданской игрушки;
Старшая группа
1 квартал
Цели Педагогическая
работа Формы работы с детьми, родителями
- познакомить с дендрарием;
- приобщать к творчеству с природным материалами - привлечение родителей к работе мини-музея (анкетирование, сбор природных материалов);
- организация экспозиций (игрушки из природного материала)
- экскурсия в дендрарий, сбор природного материала;
-«Осенние посиделки» (изготовление игрушек из природного) совместно с родителями.
2 квартал
- продолжать знакомить с видами глиняной игрушки;
- познакомить с керамической игрушкой (гжель, ЛФЗ) - изготовление альбомов, шаблонов игр по видам глиняной игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская) ;
- сбор альбомов керамической игрушки (гжель, ЛФЗ)
- беседа у экспозиции глиняной игрушки;
- раскрашивание шаблонов;
- лепка из глины в вечернее время;
- лепка по керамике
3 квартал
- познакомить с краеведческим музеем города;
- познакомить с богородской деревянной игрушкой - изготовление альбомов по деревянной игрушке;
- организовать конкурс для пап «Папа - мастер» по изготовлению деревянных игрушек
- экскурсия в краеведческий музей;
- выставка – конкурс для пап по изготовлению деревянных игрушек
Подготовительная группа
1 квартал
Цели Педагогическая
работа Формы работы с детьми, родителями
- познакомить с музеем нар. промыслов (Н. Новгорода);
- познакомить с игрушками оберегами из природного и бросового материала (солома, бечёвка и др)
- сбор информации об игрушках –оберегах;
- сбор художественной литературы, фольклора;
- привлечение родителей;
- организация экспозиции игрушек- оберегов - поездка в Н. Новгород в музей народных промыслов;
- беседа у экспозиции игрушек оберегов;
- ко Дню Матери «Золотые руки мамы – развлечение в группе»
2 квартал
- познакомить с музыкальными народными игрушками;
- познакомить с традиционными рождественскими игрушками - сбор музыкальных игрушек;
- привлечение родителей;
- сбор информации, иллюстраций о рождественской игрушке;
- чтение художественной литературы;
- организация экспозиции рождественских игрушек - организация концерта для малышей с использованием музыкальных народных игрушек;
- беседа у рождественской экспозиции;
«Рождественские посиделки»
3 квартал
- познакомить с растяпинской забавой;
- продолжать знакомить с тестопластикой - организовать посещение студии «Растяпинская забава»;
- приобрести экспонаты растяпинской забавы;
- привлечь родителей - экскурсия в студию в студию «Растяпинская забава»;
- беседа у экспозиции экспонатов растяпинская забава;
- лепка из солённого теста по мотивам «» Растяпинские забавы