Наталья Петух
Проект «Мини музей: «Поздравительная открытка: Прошлое. Настоящее. Своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский, творческий проект
«Мини-музей «Поздравительная открытка : Прошлое. Настоящее. Своими руками»
Цель: вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время, приобщение детей к культуре и традициям поздравлений с праздниками в России, поддерживание инициативы в творческом процессе собственной деятельности при использовании разнообразного материала при создании открытки, воспитание чувства прекрасного, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Публикация «Проект „Мини музей: „Поздравительная открытка: Прошлое, Настоящее, Своими руками“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытка своими руками
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и углублять знания детей об истории появления открытки, к изменениям в разные временные периоды.
2. Формировать потребность изучать традиции и историю своего народа.
3. Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к объекту искусства – открытке.
4. Формировать желание самостоятельно пополнять мини-музей экспонатами.
5. Формировать представления о праздниках в России.
Развивающие: 1. Развивать кругозор детей и побуждать к творческой активности. 2. Показать, как изменились открытки с годами. 3. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. 4. Совершенствовать умения обобщать и делать выводы, основываясь на своих знаниях. 5. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в исследовательской деятельности. 6. Обогащать опыт использования детей разнообразных материалов при изготовлении открыток.
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к истории своей страны, к семейным традициям. 2. Воспитывать интерес к старинным и современным почтовым открыткам, развивать эстетический вкус
Вид проекта : коллективный, познавательно – исследовательский, творческий.
Участники: Дети логопедической старшей группы, второй младшей группы, родители воспитанников, Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы, Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы, С. И. Касимова старший воспитатель.
Сроки реализации: ноябрь 2016 года – май 2017 года.
Продукт проекта : создание мини-музея, оформление его, пополнение экспонатами.
Предполагаемый у воспитанников результат:
1. На основе систематизации и обобщении знаний дети накопят новые и полезные знания об истории возникновения открытки, расширят представления о разновидностях открыток.
2. Дети научатся концентрировать собственное внимание на определенных номинациях открыток.
3. Получат новые навыки и умения исследовательского поиска.
4. Творческая деятельность будет способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики, формированию умения анализировать.
5. Обогащение опыта работы с разнообразным материалом.
6. Развитие умений для создания оригинальных композиций.
7. Развитие познавательной активности, формирование коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми.
Формы реализации проекта :
- Обучение в процессе совместной деятельности;
- Индивидуальная творческо-исследовательская деятельность;
- Совместная творческая деятельность в подгруппе детей (3-6 человек);
-Обучение с помощью дидактических игр;
- Сюжетно-ролевая игра.
-Просмотр мультимедийных презентаций, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме.
Методы и приемы:
-Исследовательские;
-Наглядные;
-Словесные;
- Практические (игровые);
- Моделирование;
- Экспериментирование;
- Воссоздание по образцу;
- Преобразование;
- Конструирование;
-Проектно-ориентированные.
Функции участников:
- Воспитатели, старший воспитатель – реализация проекта;
- Дети – презентация результатов проекта;
- Родители – материально-техническая помощь в оснащении процесса
реализации проекта.
Актуальность проекта :
Красивая почтовая открытка может принести много положительных эмоций, тепла и информации. Открытки - это один из лучших способов выразить своё уважение и внимание родственникам, друзьям и коллегам. Именно открытка является неотъемлемым составляющим элементом подарка. С открытки начинается любой праздник.
К сожалению, сегодня это изобретение уходит в прошлое, так как появились «быстрые» электронные письма, такие же «быстрые» электронные открытки, СМС - ки и так далее, но мы должны быть благодарны этим красочным «поздравлялкам». Поэтому детям будет, полезно знать о существовании прекрасной традиции поздравлять открытками.
Вот почему возникла необходимость создания мини-музея открыток. Открытка переживает свое возрождение и по - прежнему остается неизменным спутником любого праздника.
Проблемы:
1. Все ли мы знаем об открытках?
2. Нет умений по использованию «ненужных» материалов в собственной творческой деятельности.
Гипотеза основывается на том, что при создании коллекции открыток, их изготовлении у младших и старших дошкольников формируется познавательная активность, развиваются творческие способности, а также формируются представления о музее, как хранилище истории.
Новизна проекта : расширение кругозора дошкольников посредством творческой и познавательной деятельности.
Этапы реализации проекта :
I этап – организационный:
- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
- Составление поэтапного плана проекта;
- Подбор литературы по выбранной тематике проекта;
- Сбор открыток и иллюстраций по теме совместно с родителями;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- Подборка оборудования для мини-музея.
II этап - планирование реализации проекта :
- Определение задач;
- Планирование деятельности в рамках проекта;
- Подборка игровых заданий по дидактической игре;
- Определение тематики и разработка конспектов ООД, бесед.
III этап – реализация проекта :
- Составление плана работы мини-музея (I блок);
- Непосредственная работа с детьми по теме проекта (II блок);
- Определение направлений в работе с родителями (III блок);
- Привлечение родителей к сотрудничеству с педагогами;
- Составление паспорта музея (приложение № 1)
- Внедрение разнообразных заданий, игровых ситуаций по выбранной тематике проекта;
- Представление результатов проекта (V блок).
Реализация проекта (по блокам)
I блок
План работы мини-музея «Поздравительная открытка : Прошлое. Настоящее. Своими руками»
№ п/п Мероприятие Дата проведения Ответственные
1 Подготовка к открытию мини-музея – подбор экспонатов и оформление выставки «С Новым годом!» Декабрь 2016 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
2 Открытие мини-музея Декабрь 2016 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
3 Посещение мини-музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ, рассматривание экспонатов мини- музея Декабрь 2016 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
4 Подбор экспонатов к выставке «С Рождеством Христовым!» Январь 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
5 Оформление выставки «С Рождеством Христовым!» Январь 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
6 Посещение мини-музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ, рассматривание экспонатов мини- музея Январь 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
7 Подбор экспонатов к выставке «Валентинки» Февраль 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
8 Оформление выставки «Валентинки» Февраль 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
9 Посещение мини-музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ, рассматривание экспонатов мини- музея Февраль 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
10 Подбор экспонатов к выставке «С днем Защитника Отечества!»,
«С 23 февраля» Февраль 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
11 Оформление выставки «С днем Защитника Отечества!», «С 23 февраля» Февраль 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
12 Посещение мини-музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ, рассматривание экспонатов мини- музея Февраль 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
13 Подбор экспонатов к выставке «С 8 марта!» Март 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
14 Оформление выставки «С 8 марта!»
Март 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
15 Посещение мини-музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ, рассматривание экспонатов мини- музея Март 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
16 Подбор экспонатов к выставке «Поздравляю!» Март 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
17 Оформление выставки «Поздравляю!» Март 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
18 Посещение мини-музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ, рассматривание экспонатов мини- музея Март 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
19 Подбор экспонатов к выставке «С днем рождения!», «С Пасхой!» Апрель 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
20 Оформление выставки «С днем рождения!»,
«С Пасхой!»
Апрель 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
21 Посещение мини-музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ, рассматривание экспонатов мини- музея Апрель 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
22 Подбор экспонатов к выставке «С Днем Победы!» Май 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
23 Оформление выставки «С Днем Победы!» Май 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
24 Посещение мини-музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ, рассматривание экспонатов мини- музея Май 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
25 Подбор экспонатов к выставке «Открытки к различным датам» Май 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
26 Оформление выставки «Открытки к различным датам» Май 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
27 Посещение мини-музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ, рассматривание экспонатов мини- музея Май 2017 года С. И. Касимова
Н. А. Петух
Л. А. Колчина
II блок
Перспективное планирование по работе с детьми для реализации проекта
«Мини-музей «Поздравительная открытка : Прошлое. Настоящее. Своими руками»
Месяц Формы работы Ответственный Примечание
ноябрь Беседа с детьми логопедической старшей группы: «История открытки» Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение № 2
Беседа с детьми второй младшей группы: «Праздники народов России» (рассматривание иллюстраций) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы Приложение № 3
декабрь Беседа с детьми второй младшей группы, логопедической старшей группы: «День рождения друга» Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение № 4
Рассматривание поздравительных открыток (с детьми второй младшей группы) С. И. Касимова старший воспитатель Приложение № 5
Просмотр презентаций «Открытки разных времен» (с детьми логопедической старшей группы) С. И. Касимова старший воспитатель Приложение № 6
Изготовление открыток «С новым годом!» для выставки мини-музея
(вторая младшая группа, логопедическая старшая группа) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение № 7
Январь Беседа с детьми второй младшей группы:
«Для чего нужна почта?»
(рассматривание иллюстраций, фотографий, и слайдов с изображением почтовых отделений) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Приложение № 8
Сюжетно – ролевая игра «Почта»
(логопедическая старшая группа) Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение № 9
Изготовление открыток «С Рождеством Христовым» для выставки мини-музея
(вторая младшая группа, логопедическая старшая группа) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Приложение
№ 10
Февраль Беседа с детьми логопедической старшей группы: «Виды открыток» Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение
№ 11
Дидактическая игра с детьми второй младшей группы «Найди две одинаковые открытки» Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы Приложение
№ 12
Изготовление открыток «Валентинки», «С днем Защитника Отечества!» для выставки мини-музея
(вторая младшая группа, логопедическая старшая группа) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение
№ 13
Март Дидактическая игра с детьми логопедической старшей группы «Собери сумку почтальона» Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение
№ 14
Подвижная игра с детьми второй младшей группы «Кто больше соберет открыток?» Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы Приложение
№ 15
Изготовление открыток «С 8 марта!», для выставки мини-музея
(вторая младшая группа, логопедическая старшая группа) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение
№ 16
Апрель Чтение книги С. Я. Маршака «Почта», рассматривание иллюстраций к книге (с детьми второй младшей группы) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Приложение
№ 17
Экскурсия с детьми логопедической старшей группы на почту Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы,
С. И. Касимова старший воспитатель
Приложение
№ 18
Изготовление открыток «С днем рождения!», «С Пасхой!» для выставки мини-музея
(вторая младшая группа, логопедическая старшая группа) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение
№ 19
Май Рисование «Мой любимый праздник» (вторая младшая группа, логопедическая старшая группа) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение
№ 20
Изготовление открыток «С днем Победы!», для выставки мини-музея
(вторая младшая группа, логопедическая старшая группа) Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение
№ 21
III блок
Перспективное планирование по работе с родителями для реализации проекта «Мини-музей «Поздравительная открытка : Прошлое. Настоящее. Своими руками»
Месяц Формы работы Ответственные Примечание
Ноябрь Консультация «Как сделать поход в музей приятным и полезным» С. И. Касимова старший воспитатель Приложение
№ 22
Декабрь Изготовление открытки «С новым годом!» вместе с ребенком дома для оформления выставки мини-музея Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Посещение мини-музея открыток Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Январь Рекомендации «Как можно сделать открытку в нетрадиционной форме» С. И. Касимова старший воспитатель
Приложение
№ 23
Изготовление открытки «С Рождеством Христовым!» вместе с ребенком дома для оформления выставки мини-музея Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Посещение мини-музея открыток Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Февраль Консультация «Мини-музей в детском саду» С. И. Касимова старший воспитатель Приложение
№ 24
Изготовление открытки «Валентинка», «С днем Защитника Отечества!» вместе с ребенком дома для оформления выставки мини-музея Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Посещение мини-музея открыток Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Март Разучивание стихотворения Н. В. Комаровой «Открытка» вместе с ребенком дома Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы Приложение
№ 25
Изготовление открытки «С 8 марта!», «Поздравляю» вместе с ребенком дома для оформления выставки мини-музея
Посещение мини-музея открыток Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Апрель Консультация «Интересные факты из истории поздравительных открыток» С. И. Касимова старший воспитатель
Приложение
№ 26
Изготовление открытки «С Пасхой!», «С днем рождения!» вместе с ребенком дома для оформления выставки мини-музея Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Посещение мини-музея открыток Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Май Изготовление открытки «С Днем Победы», открытки к любой дате вместе с ребенком дома для оформления выставки мини-музея Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
Посещение мини-музея открыток Л. А. Колчина воспитатель второй младшей группы
Н. А. Петух воспитатель логопедической старшей группы
IV этап - заключительный этап проекта
Май:
-Организация и проведение презентации проекта;
- творческие работы детей (фотовыставка);
-подведение итогов.
V блок – анализ деятельности:
Результаты реализации проекта :
В результате реализации проекта в холле ДОУ оформлена зона мини- музея «Поздравительная открытка : Прошлое. Настоящее. Своими руками». В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
За тот период, как действует мини-музей, наблюдается появление познавательного интереса практически у всех детей. Дети не только приносят открытки, но стараются с теплотой рассказать о ней, о том, кто подарил ее, прослеживается связь поколений. Повысилась речевая активность: дети составляют описательные рассказы по открыткам, придумывают творческие истории о том «А что же может произойти дальше?». Все дети научились определять открытки прошлых и настоящих лет с помощью игры. Из детей логопедической старшей группы 80% детей могут рассказать о празднике, изображенном на открытке, его историю. Все дети второй младшей группы собирают открытки из частей, находят недостающий фрагмент. Деятельность по созданию экспонатов для мини-музея включена и на ООД по продуктивным видам деятельности: у детей развивается художественный вкус, они умеют самостоятельно составлять композицию. Если у ребенка в группе день рождение, дети обязательно, уже без напоминания, дарят открытки, сделанные своими руками. Дети стали более внимательными, заботливыми друг к другу и родственникам, более доброжелательно стали обращаться между собой.
Считаем, что деятельность по реализации проекта «Мини- музей «Поздравительная открытка : Прошлое. Настоящее. Своими руками» плодотворна. Данный проект может быть использован, в работе с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.