Татьяна Партицкая
Экспериментально-исследовательский проект «Метеостанция в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №250 г. Челябинска»
Проект
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Публикация «Экспериментально-исследовательский проект „Метеостанция в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
Выполнила и разработала воспитатель
Партицкая Татьяна Леонидовна
2020г.
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
С самых древних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека.
Цель
Продемонстрировать использование педагогической технологии проектной деятельности на примере экспериментально – исследовательского проекта «Метеостанция в детском саду».
Обоснованность достижения планируемых результатов
В процессе подготовки проекта к реализации трансформировалась развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с темой проекта.
Была создана на территории ДОУ метеостанция, в состав которой вошло оборудование двух типов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала:
метеорологическая будка, в которой лежат:
1. барометр (прибор для определения атмосферного давления,
2. шишки (природный барометр – для определения влажности воздуха (если воздух сухой – они раскрываются, если влажный – закрываются,
3. дождемер (прибор для измерения уровня осадков,
4. ветряной рукав (прибор для определения направления ветра и его силы,
5. солнечные часы,
6. флюгер (прибор для определения направления ветра,
7. часы погоды,
8. часы времени года,
9. часы времени суток,
10. термометр для воздуха,
11. картинки, на которых изображены различные состояния погоды.
Критерии и показатели эффективности реализации идеи
Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения.
При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянием растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения – все это важно для общего развития ребенка.
Направленность на обеспечение качественного образования
С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу.
Образовательная инфраструктура – это современные условия реализации образовательной программы, где детям предлагается познать окружающий мир, а именно живую природу (растения и животные) и неживую (облака, ветер, солнце и т. д.). Для экологического воспитания дошкольников необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Развитие здоровьесберегающей деятельности: знакомство и наблюдение за природой проходит на свежем воздухе. Так, в течение дня дети не сидят на одном месте, а все время находятся в движении, тем самым сохраняют свое здоровье. Дети перемещаются по экологической тропе, используя стихи, пальчиковые игры, разнообразные подвижные игры, считалки, игры на развитие моторной памяти и внимания. Все это способствует развитию положительных эмоций.
Образовательные достижения воспитанников: Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
В целом проект имеет прогрессивный характер и позволяет не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дает толчок для развития личности ребенка в дальнейшем
Паспорт проекта
Цель проекта : формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека; создать предметно – развивающую среду для познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи:
Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).
Познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым – с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, ветряным рукавом, солнечными часами.
Учить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой.
Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т. д.
Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
Воспитывать основы экологической культуры.
Вид проекта : экспериментально – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект : дошкольный возраст.
Этапы проекта :
Подготовительный:
собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;
выявление интереса и уровня знаний у детей и родителей по теме;
обозначение цели проекта;
постановка задачи данного проекта;
определение сроков проведения проекта;
составление плана работы над проектом.
Основной:
изготовление и установка метеостанции, приборов – помощников;
внедрение в практику плана реализации проекта : работа на метеостанции.
Заключительный:
представление опыта работы: участие в мастер-классах, в конкурсах,
публикация работы на сайте ДОУ, в СМИ;
анализ достигнутых результатов, оценка эффективности проекта, итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Формы работы по проекту :
Беседы
Наблюдения в природе
Опыты-эксперименты
Чтение художественной литературы
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Работа с родителями
Предполагаемые результаты:
1. Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов.
2. У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и представления через прогнозирование.
3. Развито экологическое мышление, понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов.
4. Воспитанники умеют пользоваться приборами-помощниками, могут
использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования.
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения
Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений. Презентация. Экскурсия на метеоплощадку.
Что такое погода? Знакомить с погодными явлениями. Беседа, загадки
Народные приметы Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду. Беседа с использованием «Календаря природы»
Откуда дует ветер? Знакомство с флюгером. Учить детей определять направление ветра с помощью флюгера. Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада.
Что такое осадки? Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Познакомить детей с дождемером. Занятие на метеоплощадке.
Какой бывает погода? Уточнить представления о погоде, упражнять в определении погоды. Занятие на метеостанции с «Часами погоды»
Какое бывает время года? Уточнить представления о временах года. Занятие на метеостанции с «Часами времен года»
Какое бывает время суток? Уточнить представления о времени суток. Занятие на метеостанции с «Часами времени суток»
Какой бывает ветер? Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч). Занятие на метеоплощадке. Изготовление султанчиков, вертушек.
Знакомство с солнечными часами Познакомить с солнечными часами.
Наблюдение за тенью. Занятие на метеостанции, участке.
Работа на метеоплощадке Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений.
Список источников:
1. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с. 19-21
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М. : Айрис- пресс, 2008. -208 с.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
4. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.
5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //Управление дошкольным образовательным учреждением.
6. Интернет ресурсы.