Татьяна Партицкая
Экспериментально-исследовательский проект «Метеостанция в детском саду»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №250 г. Челябинска»
Проект
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Публикация «Экспериментально-исследовательский проект „Метеостанция в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
Выполнила и разработала воспитатель
Партицкая Татьяна Леонидовна
2020г.
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
С самых древних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека.
Цель
Продемонстрировать использование педагогической технологии проектной деятельности на примере экспериментально – исследовательского проекта «Метеостанция в детском саду».
Обоснованность достижения планируемых результатов
В процессе подготовки проекта к реализации трансформировалась развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с темой проекта.
Была создана на территории ДОУ метеостанция, в состав которой вошло оборудование двух типов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала:
метеорологическая будка, в которой лежат:
1. барометр (прибор для определения атмосферного давления,
2. шишки (природный барометр – для определения влажности воздуха (если воздух сухой – они раскрываются, если влажный – закрываются,
3. дождемер (прибор для измерения уровня осадков,
4. ветряной рукав (прибор для определения направления ветра и его силы,
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2312070-1596217597.jpg)
5. солнечные часы,
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Челябинска Проект](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2312070-1596217645.jpg)
6. флюгер (прибор для определения направления ветра,
7. часы погоды,
8. часы времени года,
9. часы времени суток,
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Метеостанция метеорологи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2312070-1596217680.jpg)
10. термометр для воздуха,
11. картинки, на которых изображены различные состояния погоды.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Тимирязев Публикация Экспериментально исследовательский проект Метеостанция в детском саду размещена в разделах Исследовательская деятельность Метеостанция метеорологи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2312070-1596217751.jpg)
Критерии и показатели эффективности реализации идеи
Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения.
При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянием растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения – все это важно для общего развития ребенка.
Направленность на обеспечение качественного образования
С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу.
Образовательная инфраструктура – это современные условия реализации образовательной программы, где детям предлагается познать окружающий мир, а именно живую природу (растения и животные) и неживую (облака, ветер, солнце и т. д.). Для экологического воспитания дошкольников необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Развитие здоровьесберегающей деятельности: знакомство и наблюдение за природой проходит на свежем воздухе. Так, в течение дня дети не сидят на одном месте, а все время находятся в движении, тем самым сохраняют свое здоровье. Дети перемещаются по экологической тропе, используя стихи, пальчиковые игры, разнообразные подвижные игры, считалки, игры на развитие моторной памяти и внимания. Все это способствует развитию положительных эмоций.
Образовательные достижения воспитанников: Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
В целом проект имеет прогрессивный характер и позволяет не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дает толчок для развития личности ребенка в дальнейшем
Паспорт проекта
Цель проекта : формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека; создать предметно – развивающую среду для познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи:
Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).
Познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым – с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, ветряным рукавом, солнечными часами.
Учить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой.
Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т. д.
Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
Воспитывать основы экологической культуры.
Вид проекта : экспериментально – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект : дошкольный возраст.
Этапы проекта :
Подготовительный:
собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;
выявление интереса и уровня знаний у детей и родителей по теме;
обозначение цели проекта;
постановка задачи данного проекта;
определение сроков проведения проекта;
составление плана работы над проектом.
Основной:
изготовление и установка метеостанции, приборов – помощников;
внедрение в практику плана реализации проекта : работа на метеостанции.
Заключительный:
представление опыта работы: участие в мастер-классах, в конкурсах,
публикация работы на сайте ДОУ, в СМИ;
анализ достигнутых результатов, оценка эффективности проекта, итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Формы работы по проекту :
Беседы
Наблюдения в природе
Опыты-эксперименты
Чтение художественной литературы
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Работа с родителями
Предполагаемые результаты:
1. Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов.
2. У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и представления через прогнозирование.
3. Развито экологическое мышление, понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов.
4. Воспитанники умеют пользоваться приборами-помощниками, могут
использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования.
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения
Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений. Презентация. Экскурсия на метеоплощадку.
Что такое погода? Знакомить с погодными явлениями. Беседа, загадки
Народные приметы Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду. Беседа с использованием «Календаря природы»
Откуда дует ветер? Знакомство с флюгером. Учить детей определять направление ветра с помощью флюгера. Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада.
Что такое осадки? Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Познакомить детей с дождемером. Занятие на метеоплощадке.
Какой бывает погода? Уточнить представления о погоде, упражнять в определении погоды. Занятие на метеостанции с «Часами погоды»
Какое бывает время года? Уточнить представления о временах года. Занятие на метеостанции с «Часами времен года»
Какое бывает время суток? Уточнить представления о времени суток. Занятие на метеостанции с «Часами времени суток»
Какой бывает ветер? Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч). Занятие на метеоплощадке. Изготовление султанчиков, вертушек.
Знакомство с солнечными часами Познакомить с солнечными часами.
Наблюдение за тенью. Занятие на метеостанции, участке.
Работа на метеоплощадке Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений.
Список источников:
1. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с. 19-21
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М. : Айрис- пресс, 2008. -208 с.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
4. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.
5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //Управление дошкольным образовательным учреждением.
6. Интернет ресурсы.