Сидельникова Надежда Сергеевна
Проект «Математическое развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста»
Автор проекта Сидельникова Надежда Сергеевна
Команда проекта Педагоги, родители, воспитанники МДОУ
Обоснование актуальности проекта Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.
Цель и задачи проекта Цель:
Поиск эффективных путей содействия формированию ключевых компетенций родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.
2. Повысить педагогическую грамотность родителей.
3. Учить родителей анализировать проведенные мероприятия в соответствии с его результативностью.
4. Разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в детском саду и дома.
Краткое содержание проекта Формирование математических способностей вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических способностей будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры.
Целевая аудитория Педагоги, родители, воспитанники МДОУ
Ресурсное обеспечение Ноутбук, проектор, проекционный экран, сеть Интернет, интерактивная доска, оборудование, полученное в рамках ФГОС ДО
Сроки реализации проекта 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.
Тип проекта – долгосрочный (сентябрь – май)
Возраст – старший дошкольный возраст.
Актуальность проекта, новизна
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
В ФГОС ДО обязательными принципами организации образовательного процесса являются:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста,
• обогащение детского развития;
• учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Эти принципы определяют новые требования к вариативности, доступности и качеству образовательных услуг. Положение о психологических новообразованиях, появляющихся к концу каждого возраста, заявляются ФГОС ДО качественной характеристикой развития ребенка. В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации ребенка к школе выступают наличие познавательных и социальных мотивов учения; умение ребенка фантазировать, воображать; умение ребенка работать по образцу; умение ребенка работать по правилу; умение ребенка обобщать; умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение языком, на котором ведется обучение в школе; умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.
Достижение этих результатов невозможно без эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах раннего сенсорного развития и формирования у дошкольников элементарных представлений из области естествознания и математики также продиктовано в контексте реализации Концепции развития математического образования в РФ.
Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.
Гипотеза проекта
Если педагогом будет целенаправленно осуществляться информационно-образовательное сопровождение родителей, то взаимодействие с родителями в рамках решения задач познавательно - математического развития дошкольников обеспечит выполнение требований ФГОС ДО, расширятся возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности.
Цель проекта
Поиск эффективных путей содействия формированию ключевых компетенций родителей в вопросах математического развития детей дошкольного возраста.
Задачи.
1. Создать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.
2. Повысить педагогическую грамотность родителей.
3. Учить родителей анализировать проведенные мероприятия в соответствии с его результативностью.
4. Разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в детском саду и дома.
Предполагаемый результат
• создание в группе математического уголка;
• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале
План реализации проекта
I этап подготовительный (сентябрь)
• поиск, изучение и обработка информации;
• продумывание содержания и форм работы с родителями.
• проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ по подготовке ребенка к школе. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
• работа над методической литературой по данной проблеме;
• подбор дидактических, подвижных игр;
II этап основной (октябрь- апрель)
• работа над проектом
• работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;
• работа с родителями;
III этап заключительный (май)
• проведение итогового занятия «В стране математики»
Модель реализации проекта
1. Работа с детьми
Игровая деятельность:
-Дидактическая игра «Составь множество»;
-Дидактическая игра «Помоги числам найти свое место»;
-Дидактическая игра «Какой цифры не стало»;
-Дидактическая игра «Составь число»;
-Дидактическая игра «Геометрическое лото»;
-Дидактическая игра «Фигуры из цветной мозаики»;
-Дидактическая игра «Раньше - позже»;
-Дидактическая игра «Найди на ощупь»;
-Дидактическая игра «Составь узор»
Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное развитие:
-организованная образовательная деятельность «В стране математики»;
-заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;
-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;
-Составление описательных рассказов по картинке;
-Упражнение «Дополни предложение»;
-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»
Художественно - эстетическое развитие:
-Продуктивная деятельность
-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;
-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»
Физическое развитие:
-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»;
-Катание на самокате;
-Игра в снежки
2. Работа с родителями.
Информационно - аналитическая:
- Проведение экспресс – опроса с целью выявить интересы, потребности, запросы родителей
-Индивидуальные беседы;
Познавательная
Педагогическая гостиная для родителей:
«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Наглядно - информационная
- Рекомендации для родителей и педагогов по развитию математических способностей детей с использованием практических материалов «Домашняя математика: мы вместе».
- Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей
- Консультации:
- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
- «Использование игровых шуток в свободное время»,
- «Математика - это интересно»
Досуговая
Совместное с родителями мероприятие «В стране Математики»
Заключение.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повышает мотивацию к исследовательской деятельности.
Проект позволит детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети будут иметь возможность использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.
Данный проект позволит сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.
Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Использование современной научной литературы и ИКТ поможет мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.