Наталья Жаркова
Проект «Математические ступеньки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальный орган управлением образования
Управление образования Тавдинского городского округа
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением познавательно-речевой деятельности
Проект
Составитель: воспитатель 1 кв. категории
Жаркова Наталья Николаевна
Тавда 2017 г.
Проект «Математические ступеньки»
Публикация «Проект „Математические ступеньки“» размещена в разделах
Проект краткосрочный, практико – ориентированный, игровой.
Участники проекта
Дети подготовительной к школе группы 6 -7 лет;
воспитатель;
родители.
Актуальностьпроекта. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Проблема. У детей недостаточно развита познавательно – исследовательская активность, мало знаний способствующих развитию у детей элементарных математических представлений.
Цель проекта. Создание условий для развития умственных, математических способностей, у детей с помощью дидактических игр, развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять.
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения.
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.
Объект исследования: Элементарные математические представления
Предмет исследования: Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, через игровую деятельность.
Гипотеза: Если систематически использовать в работе с детьми игры, способствующие развитию математических представлений, то эффективность математического развития детей будет улучшаться.
Предполагаемый результат.
- Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- Научились составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками.
-Научились успешно решать логические задачи, у детей появилась быстрота мышления.
Срок реализации проекта два месяца.
Место реализации – детский сад № 25, г. Тавда.
Подготовительный этап
1. Организация и оформление уголка «Весёлая математика»
2. Подборка фольклорного материала : загадки, пословицы, скороговорки математического содержания.
3. Подборка художественной литературы со стихами.
4. Оформление тематических папок «Весёлые цифры», «Загадки на смекалку», «Цифры в стихах», «Времена года».
5. Создание настольных дидактических игр, своими руками, совместно с родителями.
6. Чтение стихотворения Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», чтение пословиц, сказок, загадок.
7. Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", пальчиковых игр на закрепление счёта.
8. Дидактические игры: «Найди, кто лишний» «Геометрическое лото», «Четвертый лишний», «Продолжи счет» «Найди свой дом», «Найди соседа числа», «Найди недостающее»
9. Обучающие мультфильмы для детей:
- Мудрые сказки тетушки Совы;
- Развивалки для Мишутки;
- Арифметика с тетушкой Совой;
- Геометрия для малышей;
10. Графические диктанты: «Соедини по точкам», «Ориентировка на листе», «Найди правильный путь»
11. Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди отличия»
12. НОД по изобразительной деятельности: «Рисование города» с помощью геометрических фигур
Исследовательский этап
1. Экспериментальная работа
Опыты: «Лёгкий – тяжёлый», «Больше, меньше, равно», «Почему овал не катится?».
2. Научились устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
3. Научились составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
4. Научились ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
5. Научились находить соседей числа, увеличивать и уменьшать числа на 1, на 2.
6. Поняли в чём отличие знаков больше, меньше, равно.
7. Поняли, что количество предметов не изменяется с изменением их размера.
8. Научились определять вес предметов, измерять без весов, и меры длинны.
Обобщающий этап
1. Оформление родительского уголка с консультациями «Учим цифры легко и просто», «Малыш и математика».
2. Создание буклета для родителей «Дидактические игры по математике для детей 6 – 7 -ми лет».
3. Выставка детских рисунков «Город из геометрических фигур»
4. Создание мини – библиотеки «Умные книжки».
5. Конкурс «Лучшая игра по математике» из бросового материала.
6. Фотовыставка «Создаём вместе»
Заключительный этап - Презентация Февраль
Результат:
• Развитие воображения, мышления.
• Формирование навыков элементарной исследовательской деятельности.
• Обогащение словаря, пополнение словарного запаса.
• Формирование умения работать в команде.
По результатам проведённой работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. При использовании разнообразных игр, у детей значительно повысилась познавательно - исследовательская активность, что положительно повлияло на самостоятельную игровую и исследовательскую деятельность детей.
Список литературы
1. Помораева И. А,Позина В. А Ознакомление элементарных математических представленийМозайка Синтез 2014 год.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.
3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.
4. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.
5. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.
6. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.