ольга голубенко
Проект «Мастерская скульптора»
Актуальность темы.
Актуальность: Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности. Лепка позволяет активизировать сенсорное развитие ребенка, развивает правильное восприятие формы предметов, передачу пространственных отношений между ними. Это — самый осязаемый вид творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. В лепке ребенок отражает материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи, мышления. Однако, данные мониторинга готовности к обучению в школе ежегодно показывают недостаточный уровень развития мелкой моторики у воспитанников детского сада. Мы считаем, что дополнительные занятия лепкой создадут условия для накопления детьми практического опыта, развития навыков ручной умелости, сформируют механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Публикация «Проект „Мастерская скульптора“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, развития навыков ручной умелости.
Задачи:
- учить детей, анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки;
- совершенствовать изобразительные умения: продолжать учить передавать форму объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, передавать несложные движения;
- продолжать освоение рельефной лепки, скульптурного способа или лепки из целого куска путем вытягивания и моделирования частей;
- показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности;
- предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись).
Методы проекта : наглядные, практические, исследовательские.
Проект краткосрочный, исследовательский.
Срок реализации-3 месяца.
Календарно – тематическое планирование
работы с детьми среднего дошкольного возраста (5-6 лет)
Период Виды деятельности Цели и задачи
Февраль Разработка проекта и подбор материала.
1. Беседа «Что такое скульптура?»Сформировать у детей представление о скульптуре, как одном из жанров изобразительного искусства.
2. Презентация «Кто такой скульптор?»
Способствовать формированию понимания важности выбора профессии для каждого человека. Расширить и закрепить знания о профессии скульптора, познакомить с материалами и инструментами, которыми пользуется скульптор.
3. Виртуальная экскурсия «Галерея Современной Скульптуры и Пластики»
Приобщать детей к художественной культуре общества. Развивать наблюдательность, воображение, художественный вкус, зрительную память, умение излагать мысли; помогать постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах.
4. Дидактическая игра «Собери скульптуру»
Развивать внимание, логическое мышление, формировать умение детей подбирать отдельные элементы скульптуры для создания целостного пластического образа.
5. Презентация «Мастерская скульптора»
Знакомство детей с малыми скульптурными формами и поделочным материалом (глина, гипс, пластилин, фарфор); инструментами используемыми скульптором в работе.
6. Развивающая игра «Найди отличия»
Развивать умение анализировать изображение и находить различия.
Март
1. Сюжетно-ролевые игры «Скульптурная мастерская».
Продолжать знакомить детей с особенностями работы скульптора. Умение принимать на себя роль и соблюдать ролевое соподчинение.
2. Игра с карточками: «Заколдованные фигурки»
Развитие внимания, логического мышления, умения соотносить контуры с изображением.
3. Игра с игровым полем: «Путешествие к памятникам истории»
Развивать умение играть в командные игры, стремиться к общей цели.
4. Малоподвижная игра «Ожившие скульптуры» Развивать координацию движений, пластику тела и воображение.
5. Игра с карточками: «Разложи по этапам»
Формировать знания о последовательности выполнения скульптуры в разных техниках.
6. Рассматривание альбома «Скульптуры древние и современные»
Развивать любознательность, умение анализировать, сравнивать и делать выводы
7. Интерактивная игра «Археологи»
Развивать познавательный интерес, умение следить за ходом игры, выполнять совместно задания и радоваться полученному результату.
8. Рисование «Создание эскиза» (Рельеф и барельеф)
Продолжать знакомить с видами скульптурной лепки. Развивать творческое воображение, умение выполнять графический рисунок
Апрель
1. Исследовательская деятельность «Холодный фарфор»
Познакомить со способом создания нового материала – холодный фарфор.
2. Лепка из холодного фарфора «Петушок»
учить детей передавать яркий образ петуха, создавая образ.
3. Дидактическая игра «Найди детали»
Развивать умение подбирать недостающие элементы к рельефным изображениям и круглым скульптурным образам.
4. Лепка из солёного теста «Заюшкина избушка» (Рельеф и барельеф)
Упражнять детей в освоении таких приёмов лепки, как раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание соленого теста кончиками пальцев.
5. Лепка из глины «Сказочные герои»
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов
6. Раскрашивание «Сказочные герои» Овладение приемами лепки объемных фигур из глины.
Развитие мелкой моторики, внимания, памяти, закрепление знаний цвета, формы. Воспитывать усидчивость аккуратность и самостоятельность.
Создание коллективной композиции «Заюшкина избушка»
Создание коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Планирование и разделение работы между детьми.
Планируемые результаты:
Результаты работы над проектом показали, что лепка из разнообразных пластических материалов (соленое и сдобное тесто, влажный песок, снег, бумажная масса для папье-маше) действительно является средством формирования и развития художественно-творческих способностей воспитанников в изобразительной деятельности. У воспитанников формируются такие качества, как целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, формируются практические навыки работы с разнообразными пластическими материалами. Воспитанники научаются использовать разнообразные способы и приёмы лепки, использовать различные материалы для передачи выразительности образа. Во время работы каждый ребенок группы старается синхронизировать работу обеих рук. Используемые в качестве дополнений к лепным изделиям мелкие детали - пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений способствуют развитию точности движений.