Елена Фадеева
Проект «Мастерская развивающих игр» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
"Мастерская развивающих игр"
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 2335 СОУО г. Москвы
Руководитель ДОУ: Гаранина Наталья Викторовна
Автор проекта : воспитатель высшей квалификационной категории Фадеева Елена Евгеньевна, научный руководитель – к. п. н. Алиева Татьяна Ивановна.
Вид проекта : Творческий.
Публикация «Проект „Мастерская развивающих игр“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность проекта : Для детей дошкольного возраста значимым является уклад жизни семьи, и именно она определяет социальную ситуацию, в которой развивается ребёнок. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с семьями воспитанников во многом определила и пути налаживания партнёрских взаимоотношений дошкольного учреждения с семьёй.
Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобретает особый смысл, в связи с повышением требований родителей к развитию детей. Мы предлагаем совместную деятельность, которая поможет раскрыть в ребёнке его лучшие качества, развить фантазию, созидательное творчество, интеллект и позволит содержательно и интересно провести свободное время в кругу семьи и в детском саду. В современном обществе остро стоит проблема социально-личностного общения, а решить её можно только в непосредственном взаимодействии ребёнка с ребёнком, ребёнка с педагогом, ребёнка с родителями. И только игра нам даёт возможность эффективно работать в этом направлении.
Цель: Включить ребёнка в совместную продуктивную деятельность с взрослым по созданию развивающих игр, в процессе которой в комплексе решались бы основные задачи воспитания, образования и развития детей 5-7 лет в соответствии с ФГТ.
Задачи:
1. Активизировать ребенка в продуктивной деятельности совместно с педагогом, другими детьми, родителями.
2. Поддерживать у детей желание играть в дидактические игры.
3. Создать условия для индивидуального создания ребенком своей «авторской игры».
4. Поддерживать детей в создании новых игр на основе универсальных способов, расширять игровой опыт.
5. Усложнить содержание знакомых игр.
6. Создать условия для активного участия родителей в совместной деятельности с ребенком по созданию развивающих игр.
7. Сплотить детский коллектив (развить умение договариваться, развивать партнерскую деятельность, умение распределять роли).
8. Научить уважать тех, кто с тобой рядом (трудится или играет).
9. Учить справедливости при распределении обязанностей (во время изготовления игр и во время самой игры).
10. Во время самой игры честно соблюдать и понимать правила игры и контролировать их выполнение другими.
11. Уважать общий замысел, уметь подчиняться мнению большинства.
12. В ходе игры научить ждать, уступать, делиться, оказывать помощь другим.
13. Организовать активное использование игр детьми, свободный доступ родителей и детей к созданным играм.
14. Использовать организованную деятельность (лепка, аппликация, художественный труд) для создания новых игр.
15. Построить активный механизм обмена впечатлений между детьми (организовать регулярное обсуждение и рассматривание новых игр).
16. Использовать игры для закрепления пройденного материала (цвет, форма, профессии и т. д.)
Критерии оценки эффективности проекта :
Наличие сформированного опыта работы и использование инновационных технологий по организации работы с родителями. Огромный интерес и активность детей в работе по данному направлению:
• У детей появился опыт создания развивающих игр, который они стали активно применять, в повседневной жизни.
• Дети стали самостоятельно придумывать до нескольких вариантов одной и той же игры.
• Дети стали свободно общаться друг с другом, малышам делали игры, учили их играть, объясняя правила, проводили игровые соревнования между группами старшего возраста с использованием игр – самоделок.
• Положительная оценка родителей по реализации данного проекта.
"Если ребенок увлеченно и подолгу играет, родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно!"
Направления деятельности и интеграции областей:
Нами были определены направления работы:
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
• Анализ особенностей группы.
• Беседы с детьми.
• Беседы с родителями.
• Выставка методической литературы.
• Выставка игр, сделанных воспитателем.
• Консультации отдельных семей, нуждающихся в дополнительной поддержке.
2 этап – ОСНОВНОЙ (Изготовление игр).
На этом этапе были выявлены различные ситуации создания развивающих игр :
• Игры, изготовленные воспитателем.
• Игры, изготовленные воспитателем в групповой (НОД) и подгрупповой работе.
• Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи.
• Игры, придуманные и сделанные старшими братьями и сестрами ребёнка.
• Игры, изготовленные воспитателем совместно с детьми, родители которых не смогли или не захотели участвовать в проекте, (т. к. дети очень переживали, что родители им не помогли сделать игру).
• Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления игр с взрослыми.
3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
• Выставка развивающих игр.
• Презентация проекта.
• Трансляция опыта работы педагогом другим педагогам ДОУ.
• Выступления на семинарах, круглых столах, трансляция опыта работы в сборнике и т. д.
Интеграция образовательных областей:
В проекте реализуется принцип интеграции образовательных областей.
Образовательная область «Здоровье»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Образовательная область «Физическая культура»
Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Образовательная область «Социализация»
Развитие игровой деятельности детей.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Образовательная область «Труд»
Воспитание трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Образовательная область «Безопасность»
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
Образовательная область «Познание»
Сенсорное развитие. Расширение кругозора детей. Развитие проектной деятельности всех типов.
Образовательная область «Коммуникация»
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Художественное творчество»
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.
Ресурсное обеспечение проекта :
Проект малозатратный. Использовался бросовый материал (коробки, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, карандаши цветные, фломастеры, цветная бумага, белый картон, фигурки от Киндер-сюрпризов, картинки из календарей и т. д.
Изготовлены и описаны 42 развивающие игры. Были разработаны конспекты НОД по изготовлению игр – самоделок. Сценарии развивающего общения детей друг с другом по обучению детей правилам игры. Составлены рекомендации для родителей. Составлены Анкеты для родителей. Составлен мониторинг. Планирование работы по созданию «Мастерской развивающих игр». Разработаны формы организации работы с родителями.
Презентация проекта :
Опыт работы по проекту Мастерская развивающих игр» был представлен нами
на следующих мероприятиях:
1. Всероссийский семинар (25-27 мая 2009 года в городе Москва организатор – Федеральный институт развития образования) «Как мы выравниваем стартовые возможности детей в предшкольный период жизни». Презентация опыта работы по проекту «Мастерская развивающих игр» и «Мастер-класс».
2. Окружной семинар 29. 04. 2010г. «Готов ли ребёнок к школе».
Презентация проекта «Мастерская развивающих игр», детский «Мастер – класс» «Игровое партнёрство» (дети и взрослые, Выставка развивающих игр-самоделок.
3. Окружной семинар 27.05.2010 г. «Взаимодействие детского сада и школы: проблемы и пути решения» Транслировались элементы игровых образовательных технологий, направленных на формирование у детей элементарных математических представлений. (Игры- самоделки по ФЭМП)
4. Круглый стол 02. 02. 2010 г. «Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности – интегративный подход к достижению итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГТ)
развивающее общение детей друг с другом, с взрослыми (на основе проекта «Мастерская развивающих игр»).
5. Окружной круглый стол 21. 10. 2010г. «Преемственность технологий в дошкольных учреждениях и начальной школы».
Доклад: «Какие у нас дети. Анализ и разработка индивидуальной траектории реализации основной общеобразовательной программы в группе»
6. В сборнике Департамента образования г. Москвы «На пути к реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». (Москва. Центр «Школьная книга» 2010г.)
7. Презентация проекта в группе «Поиграем вместе» Награждение победителей грамотами и призами по разным номинациям «Самые активные участники», «Самая интересная игра», «Самая познавательная игра». Проходил шашечный турнир сборных команд детей и их родителей. Чаепитие.
Практическая значимость:
1. Дети с интересом стали включаются в совместную продуктивную деятельность, видят свое место в ней.
2. У детей появилось стремление довести начатое дело до конца, получить результат, который будет интересен другим людям.
3. Дети увереннее стали осуществлять самостоятельную деятельность, им не требуется обязательная оценка и поддержка взрослого.
4. Дети стали дольше по времени сохранять интерес к данной традиции своей группы - делать развивающие игры своими руками. Многие дети передали свой интерес и «заразили» своих родителей.
5. Дети стали больше внимания уделять сути игры, чем ее внешнему и яркому оформлению.
6. Дети активнее и больше стали играть в развивающие игры, выбирая их по собственному желанию.
7. Дети активней и легче стали находит себе партнеров для игры. Появилось отношение к товарищу в группе как к члену игровой команды. А разнообразие представленных игр позволило каждому ребенку включаться в игровые команды по интересам.
8. Дети стали более ответственны и любознательны, они всем интересуются и придумывают всё новые и новые игры. Родители вынуждены откликаться на запросы и потребности ребенка. Если отклик не последовал, ребенок испытывает состояние подавленности. Родители вынужденно концентрируют свою педагогическую компетентность и обращаются за советом к воспитателю.
9. Среди «проблемных» детей достигнуты улучшения по большинству показателей (речь, внимание, поведение, развитие мелкой моторики, коммуникативность и т. д.)
Выводы:
Во время осуществления проектной деятельности дети показали следующие результаты:
• Улучшилось настроение детей во время игр. У многих детей стала преобладать уравновешенность, исчезла раздражительность. Настроение стало более устойчивым, исчезла подавленность во время игры, во взаимоотношениях с другими детьми стало преобладать положительное. Дети стали дружелюбнее, заботливее друг к другу.
• Активное общение во время игры улучшило и качество речи у детей. Дети научились договариваться друг с другом, стали более уверенно общаться с взрослыми.
• Игровая деятельность стала более совершенна. От рассматривания игр и бездумным действиям определился переход к игровым действиям с соблюдением определенных правил.
• Детям нравиться играть в игры – самоделки и любую свободную минуту они занимались игрой или мастерили новую игру на основе приобретённого опыта.
• Родители стали чаще обращаться за советом к воспитателю как к авторитетному лицу.
• Возродилась традиция вечерних семейных совместных игр.
• Дети стали бережнее относиться к играм и игрушкам.
• За время работы по проекту было сделано и описано 42 развивающие игры.
Перспективы дальнейшей работы:
• Организация работы семейного клуба «Игралочка»
Цели: Создание позитивного микросоциума, в котором каждый из его участников смог бы творчески организовать свой досуг в процессе совместной с дошкольным учреждением деятельности по созданию развивающих игр – самоделок.
Задачи: 1. Научить родителей использовать свободное время в совместной деятельности с ребёнком.
2. Раскрыть творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности по изготовлению игр-самоделок.
3. На основе изготовленных игр формировать у детей умение играть по правилам, договариваться во время игровых действий, следить за игровым действием.
4. Пополнить семейный базис новыми знаниями, умениями и навыками.
5. Построить активный механизм обмена впечатлениями между участниками клуба.
• Реализация будущего проекта «Весёлая математика»
(Изготовление игр с геометрическими фигурами, игр с математическим содержанием и т. д.)
Список используемой литературы.
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.
2. Вайнер М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». М. : Педагогическое общество России, 2004.
3. Венгер Л. А., О. М. Дьяченко, Р. Н. Говорова. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М. : Просвещение, 1989.
4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии». М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.
7. Никитин Б. «Развивающие игры». М. : Педагогика, 1985.
8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М. : Просвещение, 1982.
9. Новоселова С. Л. «Умственное воспитание детей в игре». М. : Просвещение,1989.
10. Скоролупова О. А. ,Логинова Л. В. «Играем?. Играем!». М. : Скрипторий, 2006.
11. Тихонова Л. И., Саливанова Н. А. «Математика в играх с лего-конструктором». С - П. : Детство-Пресс, 2001.
12. Юзбекова Е. А. «Ступеньки творчества». М. : Линка-Пресс,2006.
Игра из бросового материала «Поймай комара» Сделала воспитатель.