Елена Чикина
Проект для детей 6–7 лет «Мастера земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
• Название: «Мастера земли русской»
• Вид проекта : творческий, групповой
• Сроки реализации: краткосрочный (11.03. - 29.03.2019г.)
• Возраст детей : 6-7 лет
• Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность
Публикация «Проект для детей 6–7 лет „Мастера земли русской“» размещена в разделах
«Ребенок с первых лет жизни должен всем сердцем полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуры, испытать чувство национальной гордости, что называется пустить корни в родную землю»
С. Н. Федорова
Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, знакомство с традициями своей страны, прививается любовь к Родине. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством.
Проект рассчитан на три недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа. Без прошлого нет будущего.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и приобщение к народному творчеству
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими народными промыслами, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, жостовской росписи, филимоновской игрушки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о народных промыслах, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа.
• У детей сформированы элементарные представления о народном искусстве.
• Развит интерес к народному творчеству и промыслу.
• Знают названия различных промыслов.
• Знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
• Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Веселая ярмарка». Выставка детского творчества «Мы народные умельцы».
I этап - подготовительный
• Сбор и систематизация информации по теме «Народные промыслы России».
• Проведение опроса среди детей «Что знают о предметах, созданных русскими мастерами?», «Хотят ли больше узнать?», «Что именно?»
• Подбор художественной литературы, произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.
• Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
• Подбор песен, музыкальных игр, связанных с тематикой проекта.
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.
• Взаимодействие с родителями, рекомендации.
II этап - основной
Социально-коммуникативное развитие
• Создание игровых ситуаций.
• Дидактические игры: «Подбери картинки», «Народные промыслы», «Чей сувенир», «Назови игрушку», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Узнай элементы узора», «Составь узор», «Лото», «Найди пару», «Сложи картинку», «Угадай и расскажи», «Найди домик матрёшки», «Угадай, какая роспись», «Магазин игрушек».», «Вышибалы»,«Горелки», «Гори, гори ясно!», «Плетень», «Ручеек», «У старушки у Маланьи», «На горе-то калина», «Каравай», «Салки», «Колечко», «Мой платочек голубой», «Где мы были мы не скажем, а что делали – покаже
• Русские народные игры : «Золотые воротам».
• Сюжетно – ролевые игры: «Семья: В гости к бабушке Варваре», Магазин «Ярмарка», «Угостим матрешек чаем».
Познавательное развитие
• Рассматривание тематических альбомов: «Хохлома», «Городецкая роспись», «Гжель», «Дымковские узоры», «Жостовская роспись», «Филимоновская игрушка».
• Презентация: «Путешествие на ярмарку народных промыслов», «Дымковская игрушка», «Обычаи и традиции русского народа».
• Загадывание загадок о народных промыслах.
• Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных, тканевых игрушек.
Речевое развитие
• Беседа: «Россия мастерами славится», «Русские народные игрушки», «Нарядная игрушка», «Русские народные игрушки», «Сине-голубое чудо», «Дымковская сказочная страна», «Чудо чудное, диво дивное – золотая Хохлома», «Жостовское чудо», «Знакомьтесь, русская матрёшка!», «Филимоновская игрушка».
• Чтение: Русские народные песенки, М. Боброва «Нежно-голубое чудо», Г. Демина «Голубая гжель», Т. Тимофеева «Сказка чудо-птицы», Э. Успенский «Матрешки», «Ой, свистулечка какая», М. Бородицкая «Глиняная свистулька».
• Заучивание стихов, песен, частушек о народных промыслах.
Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование «Жостовские подносы», «Городецкие доски», «Веселые матрёшки», «Ложка для Жихарки», «Чудо-птицы», «Филимоновские игрушки».
• Аппликация «Матрешка», «Гжель».
• Лепка «Сказочная птица», «Дымковская игрушка».
• Коллективные: изготовление и роспись кукол по образцам иллюстраций народных игрушек (дымковская, филимоновская и т. д.)
• Музыка
разучивание хороводных песен, частушек, знакомство с народными музыкальными инструментами (ложки, разучивание хороводов)
Физическое развитие
• Разучивание пальчиковой гимнастики «У матрешкиной сестрицы», «Жили-были», «Я с игрушками играю».
• Подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей.
• Гимнастика для глаз «Чудеса», «Народные промыслы России»
Артикуляционная гимнастика «Грибок», «Дудочка»
Работа с родителями:
• Папка передвижка: «Народные ремесла и промыслы», «История возникновения дымковской игрушки», «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей», «Приобщение к истории, традициям и культуре России».
• Помочь детям разучивать стихи, частушки.
• Вызвать желание участвовать в подготовке к развлечению (изготовление поделок).
III этап - заключительный
• Презентация проекта.
• Выставка детского творчества «Мы – народные умельцы».
• Развлечение «Веселая ярмарка»
Результативность проекта :
• Дети пополнили свои знания о народных промыслах России. Благодаря использованию различных форм работы с детьми по ознакомлению с народными промыслами уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети знают названия различных промыслов, знают особенности характерные для каждого вида росписи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
• Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
• Вывод: Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.