Ольга Попова
Проект «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Масленица»
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Публикация «Проект „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Педагогические задачи:
1. Закрепить знания детей о русском празднике, народных гуляниях, обычаях, традициях.
2. Развивать познавательные способности детей.
3. Воспитывать чувство красоты, любознательности, любовь к истокам русской народной культуры.
4. Способствовать общению детей и взрослых; создать благожелательную, дружескую обстановку; способствовать созданию хорошего настроения у детей и взрослых, вспомнить знакомые детям подвижные игры.
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
В ходе реализации проекта проводится целая серия досуговых мероприятий по знакомству детей с одним из древнейших праздников на Руси-Масленицей. Всю неделю веселились в то время и стар, и млад, провожая зиму, торопя приход весны. У каждого из семи дней масляничной недели -свой смысл и обычай.
1. Понедельник-Встреча: ходят друг к другу в гости. В этот день зайти поздравить соседа, подарить масленицу. Масленица-кукла из мочала. Её вешали на окно или ставили на окно.
2. Вторник-заигрышь: по улицам гуляют ряженые.
3. Среда-Лакомка-угощали дрг друга блинами со сметаной, медом и т. д.
4. Четверг-Разгуляй: люди славили весну, водили хороводы с бубнами трещетками, рожками да свистульками. Ходили от дома к дому, отгоняли несчастье, горе, зло.
5. Пятница-Тещины блины. В гости к теще.
Содержание Пояснения
Название проекта «Масленица»
Тип Образовательный, игровой.
Участники Попова О. В. – воспитатель группы;
Целевая группа – дети 1младшей группы и их родители.
Масштаб Краткосрочный
Основания для разработки Главной целью нашей работы является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Тематика и содержание наших проектов разнообразна – это фольклорные, православные и календарные праздники, традиции программы «Радуга», желание и интересы детей.
Цель Приобщение детей к русским традициям, к родной культуре.
Задачи - Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
-Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.
-Знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички.
Стратегии и механизмы Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций с изображениями масленичных гуляний, людей в народных костюмах. -Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички, перевалки, с русскими народными играми.
- Изготовление масленицы для группы.
- Изготовление костюмов «Ряженья»
1 этап – Организационный
- выбор темы
- изучение литературы
- составление перспективного плана (проекта)
2 этап – Реализационный
- работа с детьми по перспективному плану
- работа с родителями
Оформление стенда «Широка-Масленица!»
«Почему 1-й блин комАм?»
Конкурс: «Самый вкусный блин» (рецепты)
Мастер класс для родителей. «Солнышко», лепка из соленого теста. (сувенирчик)
3 этап – Итоговый
Развлечение для детей и родителей «Широкая масленица»
Ожидаемый результат Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Трансляция проекта Презентация проекта на педагогическом совете
Развитие проекта Продолжать работу по приобщению дошкольников и их родителей к народной культуре
План реализации проекта «Масленица"
Понедельник - Встреча
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
- Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью Рассматривание иллюстраций с изображениями масленичных гуляний, людей в народных костюмах. -Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички,, с русскими народными играми.
- Торжественная встреча Масленицы;
- Народные подвижные игры: «Хороводная», «Карусель», ;
- Кукольный театр «Петрушка с погремушкой»;
Разучивание песенок-закличек «Весна-красна», «солнышко-ведрышко.» - Народные подвижные игры «С горки на горку», «Звоночек»
Вторник - Заигрыш
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
Потешки: «Заинька,походи.», «Наша Маша.»(разучивание.
- Развлечение «Мы веселые матрешки.»
- - Подвижные игры: «Ручеек», «У медведя во бору.»
- Катание на санях - Разучивание потешки «Солнышко-вёдрышко»
Слушание рус. нар. мелодии «Ах вы,сени» - Подвижные игры «Кто быстрее?», «Прятки»;
-Развешивание кормушек
- Катание с ледяной горки
Среда – Лакомка
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
- Знакомство со значением и символикой блинов;
- Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р. н. мелодия;
- Игры - состязания «Шарик» -Кормление птиц.
- Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно».
- Конкурс рисунков на снегу. - Сладкий вечер. Чаепитие с блинами;
- Выставка рисунков «Солнышко-ясное»;
- Подражательные игры: «Ровным кругом» - Народные подвижные игры «Заюшка», «Ловишки»
Прыжки с препятствиями (снежные валы)
Четверг – Разгуляй.
Праздник 23 февраля.
Пятница - Тёщины вечера
1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка
- Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;
- Игры - забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч», - Пение русских народных песенок. -Праздничное мероприятие с участием родителей: «Прощай, Масленица!» - Игры – эстафеты. - «Будем чай с блинами пить, задушевно говорить.» мероприятие с участием родителей - Народные подвижные игры «Поиграй-ка Ваня в бубен», «Звоночеу»
Катание на лошадях.
Литература
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М. : «Школьная Пресса», 2003г.
3. Белкина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992.
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
6. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000г.