Светлана Герасимова
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в подготовительной группе
Тема: «Широкая масленица»
Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта : с 24 по 28февраля 2020 г.
Возраст детей: 6-7 лет
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта
Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Цель проекта : Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны.
Задачи:
Обучающие
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие
• Развивать коммуникативные способности;
• Развивать память, мышление, внимание;
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
•
Формы реализации проекта :
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Подготовительный :
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность;
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме;
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Развлечение «Широкая Масленица»
Тематическое планирование
• Беседа «Что за праздник Масленица?»
• Презентация «История Масленицы»
• Поговорки про масленицу
• Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»
• Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
• Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
• Чтение масленичных закличек
• Досуговое мероприятие «Масленица»(украшение блинов)
• Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
• Мастер-класс «Ай, да Масленица Дуняша!»
• Развлечение «Ай да Масленица!»
Ожидаемый результат:
Дети
• Умеют поддерживать беседу по вопросам;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Интересуются изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляют интерес к искусству при просматривании картин;
Педагоги
• Накопление материала;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми.
Пословицы и поговорки.
Блины брюхо не портят.
Не все коту масленица, будет и Великий пост.
Не житье-бытье, а Масленица.
Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Блин добр не один.
Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.
Заклички
Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить
Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный
Масленица. Беседа.
Ребята, сегодня я расскажу вам об одном из самых веселых и интересных праздников нашей страны. Когда зима заканчивается становится теплее, дни становятся длиннее, а солнце начинает светить ярче. В это время люди на Руси праздновали прощание с зимой и встречу весны. Они устраивали народные гуляния, и этот праздник назывался Масленица. Мы и сейчас его празднуем. Главным украшением этого праздника считается блин. А знаете, почему? Он очень похож на солнышко. Хотите, я расскажу вам историю этого праздника?
Масленица называлась сырною неделею. Люди устраивали веселье, катались с гор на лыжах и санках, катались на лошадях, устраивали кулачные бои. Ребятишки делали снежные горки и катались с них на санках. Также из снега они лепили снежных баб, или снеговиков.
Всю неделю, которая считается масленичной, пекут блины или оладьи. От этого обычая и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, красная икра, яйца.
Главным участником Масленицы становилась кукла из соломы, которую наряжали в яркие одежды. Вечером эту куклу сжигали в знак того, что люди провожают зиму и встречают весну. При прощании с куклой люди пели:
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Так как Масленица длится целую неделю, то каждый ее день имеел свое название. Понедельник – встреча. В этот день и делали куклу Масленицу. Вторник – заигрыш. В этот день все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами.
Среда – лакомка. Взрослые и дети начинали кататься с горок, веселиться, играть и угощаться блинами.
Четверг – разгул. В этот день было больше всего веселья. Люди катались с гор на лыжах и санках, устраивали конские бега, катались в лошадиных упряжках.
Пятница – тёщины вечерки. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. А девушки гадали. Они пекли блины сами, потом выноси их на улицу и угощали молодых парней. Тот парень, которому девушка понравилась, старался первым взять у нее блин и съесть его. Делалось это все для того, чтобы он мог понять, хорошая она хозяйка или нет.
Суббота – золовкины посиделки. Молодожены приглашали к себе родных и угощали их блинами. За столом они весело разговаривали, мирились, если они поссорились, вспоминали ушедший год и надеялись, что новый год будет урожайным.
Воскресенье – проводы. Этот то самый день, когда проходят проводы Масленицы. Люди разжигали костер и сжигали куклу Масленицы. Потом собирали пепел и разбрасывали ее над полями, чтобы год был урожайным. Еще этот день назывался прощеным воскресеньем. Люди просили друг у друга прощения за все обиды. Так и заканчивалась масленица.
МАСЛЕНИЧНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ИГРА КАРУСЕЛЬ.
Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится. Можно говорить слова в ритм движениям:
«Еле – еле – еле — еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(убыстряем темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Можно после этих слов поменять направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра».
ИГРА КАТАНИЕ НА ЛОШАДЯХ.
С детьми постарше можно поиграть в катание на лошадях по-другому.
Возьмите красивую тесьму или ленту, привяжите на нее колокольчики. Получится упряжка. Ребенок встает в «упряжку», остальные участники берутся руками за концы тесьмы или ленты и говорят:
«Стук-стук, тра-та-та, Отворяйте ворота!
Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!»
На это слово лошадка начинает двигаться, звенит бубенцами, пока ей не скажут «тпру».
ИГРА МЕТЛА.
Все садятся на стулья. Выбирается один водящий.
Каждому игроку назначается свое слово. Его может назвать водящий или игроки могут назначить слово друг другу. Например, первый игрок – слово «метла», второй – слово «ботинок», третий – слово «пуговица», четвертый – «ведро».
Водящий подходит к игроку и начинает задавать вопросы. Отвечать на них нужно очень быстро и употребляя «своё» слово. Нельзя смеяться и даже улыбаться (это самое сложное в игре).
Например. Водящий подходит к первому игроку и говорит:
«Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!»
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
— А что ты сегодня ел?
— Метлу.
— А это у тебя что? (показывает на колено)
— Метла.
_ А это что? (показывает на две ноги).
— Мётлы.
И так пока у водящего не закончатся вопросы и он не перейдет к следующему игроку.
Если отвечающий на вопросы игрок ошибется или не выдержит и засмеется, то он платит фант. Фанты разыгрываются после игры. Эта игра не просто веселая, но еще и очень полезная для развития речи детей.
Конспект ООД по рисованию
Тема: «Золотая хохлома»
Программное содержание:
1. Образовательные (обучающие) : закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
2. Развивающие: учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.
Развивать самостоятельность в выборе посуды (силуэтов, чувство ритма и композиции, творческое воображение, умение презентовать свои работы.
Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья, мелкие элементы: травка, осочки и т. д.).
3. Воспитательные: воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
1. Беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Чтение художественной литературы по теме.
3. Рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде».
6. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, связанных с народным творчеством.
Словарная работа: кустик, усики, завиток, хохлома.
Методические приё мы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Материал и оборудование.
Иллюстрации с изображением хохломской посуды. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; тарелочки жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, банки с водой, бумажные салфетки, подкладные салфетки.
Ход НОД.
Загадка:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? ( на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да).
Д/игра «Угадай – ка!», (элементы хохломы)
- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором
- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? ( Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
- Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа с детьми.
- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне
- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
-класс «Ай, да Масленица Дуняша!»
Мастер-класс «Ай, да масленица Дуняша»
Цель: изготовление сувенира своими руками
Задачи мастер-класса:
- изготовить сувенир Масленицы как украшение интерьера для весенних праздников
- познакомить с русским народным праздником Масленица
- развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса
Назначение:
сувенир из бумаги будет замечательным подарком и украшением интерьера для весенних праздников.
Необходимый материал:
Цветная бумага
Клей ПВА
Ножницы
Фломастер
Наряд Масленицы.
1. Сложить «гармошкой» два листа (А-4) красного и желтого цвета
2. Согнуть посередине сложенные "листы - гармошки"
3. Внутреннюю часть красного листа склеить между собой. Нижняя часть платья готова
4. Желтый " лист- гармошку" (рукава) приклеиваем к нижней части платья. Наряд для Масленицы готов
Голова и лицо Масленицы.
5. По шаблону №1 вырезаем два круга (нежно-розовый для лица и желтый для волос)
6. По шаблону №2 вырезаем волосы
7. Волосы наклеиваем на розовый круг (лицо)
8. Глаза рисуем фломастером
10. По шаблону №6 вырезаем улыбку и наклеиваем на лицо. Из ярко - розовой бумаги вырезаем небольшой овал для носика и наклеиваем на лицо.
11. По шаблону №3 вырезаем косынку из красной бумаги
12. Лицо наклеиваем на косынку. Рисуем брови и ресницы Масленице
13. По шаблону№4 вырезаем кончики косынки и наклеиваем под нижнюю часть косынки
14. Соединяем две части: голову и наряд. Склеиваем их между собой. Косынку освежаем белыми горошинками
15. По шаблону №5 вырезаем из нежно-розовой бумаги две ладошки и приклеиваем к рукавам платья
А вот и наша веселая Масленица!