Ирина Левкина
Проект «Масленица» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему: "Презентация проекта «Широкая Масленица»
Слайд 1
Презентацию подготовила: Левкина Ирина Владимировна
Слайд 2
Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.
Слайд 3
Публикация «Проект „Масленица“ для средней группы» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Цель проекта : знакомство детей с народным праздником Масленица; воспитание любви к своей Родине; развитие смекалки, выносливости; формирование навыков культурного поведения.
Задачи: Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам; Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
Обогатить духовный мир;
Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы
Слайд 4
Участники проекта :
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
Дети средней группы
Слайд 5
Работа с родителями:
Домашние задания:
• Заучивание с детьми масленичных песен, закличек, частушек.
• Изготовление костюмов к празднику.
• Выпекание блинов совместно с детьми.
Слайд 6
Дидактические цели:
Расширять представления детей о быте русского народа, его традициях Формировать положительное эмоциональное отношение к традициям русского народа
Формировать познавательный интерес к истории
Слайд 7
Проблемные вопросы: Основополагающий вопрос: Для чего нужно помнить традиции своего народа? Проблемные вопросы: Почему именно блин является символом Масленицы? Почему масленица заканчивается сжиганием чучела? Учебные вопросы: Как называются дни масленичной недели? В какие игры играли во вторник? Какой день самый весёлый, и как его проводили? Почему последний день называется прощённым воскресеньем?
Слайд 8
Совместная деятельность: Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций
Индивидуальная работа с детьми
Лепка и аппликация
Подвижные игры
Заучивание стихов про Масленицу
Пение песенок и частушек
Разгадывание загадок
Слайд 9
Ожидаемые результаты проекта :
1. Иметь представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России;
2. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
3. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Слайд 10
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы прикасаемся к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Слайд 11
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
Слайд 12
Понедельник - встреча Масленицу открывали ребятишки. Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?»Если ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями. Также сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками.
Вторник - заигрыш. У Петровых у ворот Вьется, вьется хоровод Вьется, вьется хоровод Собирается народ. Начинались разные безудержные игры и потехи. Строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки. В этот день водили хороводы, катались с гор, только обязательно девочкам в замороженном решете, а мальчикам – на скамеечке.
Слайд 13
Среда - лакомка Без блинов - не Масленица Без пирогов - не именины, Как на Масленой недели Из трубы блины летели, Ах, блины, мои блины, Вы, блиночки мои. В этот день зятья приходили к тещам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелегким делом.
Четверг- разгуляй,широкий четверг Лето для старания – Зима- для гуляния. Здесь-то и начинается основное веселье, возят чучело,катаются,поют частушки, ходят колядовать. В четверг обязательным было строить и штурмовать крепости.
Слайд 14
Пятница - тещины вечерки Здесь, наоборот, теща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета.
Суббота - золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) Невестка приходит и дарит золовке подарки. В этот же день сжигали чучело, чтобы весна быстрее пришла, а чтобы год был урожайным, пепел развеивали по полям.
Слайд 15
Масленичные гуляния :
Приходи к нам масленица,
Блинами лакомиться!
Приводи с собой весну,
Проводим зимушку-зиму.
Масленица, приходи
Мы так праздника хотим!
Хотим мы песни петь,
Да блины хотим мы есть!
Хотим с зимой проститься,
Да весною насладиться!
Слайд 16
Прощённое воскресенье. В этот день заканчивается поедание блинов и веселье, на ледяных горах разводят огонь, стараясь растопить лед. Это день очищения перед постом, все ходят друг к другу и просят прощение:«Прости меня если виноват»- «И ты меня прости» - «Бог простит».Все это сопровождалось поклонами и поцелуями.
Слайд 17
Открываем двери мы весне,
Говорим «Прощай!» зиме
И еще мы говорим зиме спасибо,
Хорошо зимою было!
Слайд 18
Сжигание чучела Масленицы :
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Слайд 19
Хоровод на Масленицу
Рисование красками на снегу символа праздника «блина» в виде солнышка.
Слайд 20
Наши работы.
Масленица-достаточно яркий и запоминаюшийся праздник, дети выражали свои впечатления по поводу участия в гулянии и сжигания масленицы,
рисуя белый снег, теплое солнце, народные гуляния и забавы,
а также-нарядное чучело Масленицы.
Слайд 21
Дети с удовольствием рисовали удачные композиционные решения.
Слайд 22
Итоги :Выставка рисунков, аппликаций
Проведение праздника «Широкая Масленница»
Изготовление подарков для родителей
Изготовление приглашений на праздник для родителей
Слайд 23
Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.
Спасибо за внимание!
Заклички
А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
Частушки
У меня всего три шали
Все они пуховые
Мы девицы молодые
Девушки бедовые
Хороводная игра «Ровным кругом»
Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так.
Общий танец «Топа – топ»
Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т. д.
Пословицы и поговорки.
• Блины брюхо не портят.
• Не все коту масленица, будет и Великий пост.
• Не житье-бытье, а Масленица.
• Масленица идет, блин да мед несет.
• Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
• Блин добр не один.
• Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.
Игры на Масленицу
Почта.
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.