Галина Журавлева
Проект для детей раннего возраста «Малыши-исследователи»
▼ Скачать
Проект «Малыши- исследователи»
по опытно – экспериментальной деятельности
для детей раннего возраста (1,5 - 3 лет)
Тип проекта : опытно – экспериментальный.
Длительность: долгосрочный (октябрь –март)
Участники проекта : педагог, дети группы раннего возраста.
Пояснительная записка
Публикация «Проект для детей раннего возраста „Малыши-исследователи“» размещена в разделах
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В. А.
Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мира открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Актуальность:
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что содержание образовательной деятельности в части познавательного развития детей должно быть направлено на формирование у дошкольников познавательной активности и исследовательских навыков. Познавательная активность пробуждается в период раннего детства : малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний. У детей формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно эту любознательность сделать управляемым процессом уже с раннего возраста.
Цель:
формирование у детей исследовательского типа мышления, экологической культуры и развития познавательного интереса.
Задачи:
развить интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
сформировать первичные представления об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;
создать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации;
сформировать и совершенствовать навыки работы с различными инструментами, развивать мелкую моторику.
Ожидаемые результаты:
расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
План реализации проекта в группе раннего возраста
Подготовительный этап проекта :
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование опытов к проекту.
Заключительный этап
Создание альбома «Маленькие исследователи»
Перспективный план работы по проекту
«Малыши - исследователи» в группе раннего возраста
Месяц Название эксперимента (опыта)
Октябрь Опыт № 1 «Водичка-водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать.
(1 неделя) Опыт №2 «Разноцветная водичка»
Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (3 неделя)
Ноябрь Опыт №1 «Заморозили»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд.
(1 неделя) Опыт №2 «Теплая, холодная»
Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной.
(3 неделя)
Декабрь Опыт №1 «Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.
(1 неделя) Опыт №2 «Следы»
Цель: Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (3 неделя)
Январь Опыт №1 «Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок.
(1 неделя) Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
(3 неделя)
Февраль Опыт №1 «Выпустим воздух из стакана»
Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух.
(1 неделя) Опыт №2 «Буря в стакане»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух легче воды. (3 неделя)
Март Опыт №1 «Лодочка плыви»
Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
(1 неделя) Опыт №2 «Сделаем ветерок»
Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха.
(3 неделя)