Оксана Гуляева
Проект «Маленькие экологи родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленькие экологи родного края»
База реализации проекта: Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа имени И. Н. Гуляева» Таттинский улус с. Туора-Кюель Республики Саха (Якутия)
Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна
Рекомендуемый возраст: Дети 5-6 лет
Тема проекта: «Маленькие экологи родного края»
Тип проекта: познавательно-творческий, исследовательский.
По содержанию: интегративный.
По продолжительности: долгосрочный
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта: дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность:
"Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте. "
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень экологического образования и воспитания дошкольников В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников можно включить : наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов.
Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность
Начиная работу над проектом, я, основывалась на принципах ФГОС ДО. Для полноценного развития каждого ребенка проект был разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Моей целью было создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром. Заинтересовать и вовлечь родителей к реализации этого проекта, в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.
Цель: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры,развитие экологического мировоззрения у детей и гуманное отношение к природе. Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Задачи:
• Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
• Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
• Развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности;
• Привлечение к проекту родителей: информационные стенды, конкурсы совместных работ (рисунков, поделок, консультации.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня знаний по экологии у детей;
• Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия);
• Научить детей сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности);
• Научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение;
• Совместное сотрудничество с родителями.
Методы проекта:
• Наглядный (показ иллюстраций, рассматривание альбомов, просматривание презентаций).
• Словесный (беседы, чтение художественной литературы).
Этапы проекта:
1. Подготовительный
• Выбор и утверждение темы.
• Определение целей и задач проекта.
• Подобрать материал для развития творчества детей
• Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, презентаций.
• Создание картотеки игр.
• Составление перспективно - тематического плана.
• Проведение анкетирования с родителями. Обсудить с родителями проблему экологического воспитания детей. Определить пути решения.
• Обеспечение условий для проведения проекта.
• Осуществление контроля над реализацией проекта.
• Пополнение предметно-развивающей среды ДОУ. Создание зон экологической среды:
Уголок познавательной литературы (энциклопедии,справочники, познавательная художественная литература, журналы «Чуораанчык», карта Якутии); Экологическая мини-лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования,микроскоп,воронки,песочные часы, лупы, ситечки,природный материал: камни, песок, разная по составу земля, листья, ветки,шишки,плоды деревьев,мох).
2. Основной этап
• НОД на тему «Что такое экология?».
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух);
- развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность;
- формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе
- воспитывать экологическую культуру.
• НОД на тему «Красная книга Якутии».
Цель: Продолжать знакомство дошкольников с Красной книгой.
Задачи:
- формирование понятий экологического поведения на природе;
- знакомить детей с Красной книгой Якутии
- расширять представления у детей о диких животных Якутии
• НОД на тему «Наши озера Кэрэхтээх,Уьун Эбэ,Сата5ай,Тэлэн.»(Крупные озера с. Туора-Кюель)
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух);
- познакомить с водоемами с. Туора-Кюель
- воспитывать экологическую культуру,бережное отношение к природе и воде.
• НОД на тему «Алаасы с. Туора-Кюель» (Тордохтаах,Анхай,Кулуьуннаах)
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух);
- познакомить с алаасами с. Туора-Кюель
- воспитывать экологическую культуру,бережное отношение к природе и алаасам.
• Рассматривание иллюстраций «Какую пользу приносят деревья?», «Как люди заботятся о деревьях?», «Вода в жизни человека», «Горы, реки и моря – это все моя Земля».
• Проведение бесед «Человек – часть природы», «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло», «Что такое земля», «Охрана природы», "Заповедные зоны, что это такое?",«Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары»,«Берегите добрый лес – он источник всех чудес», «Жалобная книга природы», «Мы приносим помощь».
• Игровая деятельность
Дидактические игры: «Что, где растет?», «Узнай дерево по коре», «Назови экологический знак», «Что хорошо, а что плохо?», «Живое - неживое», «Что дала нам природа»,
Сюжетно-ролевая игра «Едем на пароходе по реке Лена»;
Игровые ситуации: «Прогулка в лесу», «Кто как экономит воду дома», «С мамой и папой - за грибами!»;
Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется»; «Ручеек»; «Рыбаки и рыбка».
• Просмотр презентаций.
«Ленские столбы шедевр ЮНЕСКО»
«Заповедники Якутии»
• Создание и оформление экологических макетов:
«Мир насекомых»,
«Подводный мир»,
«Африка»,
«Мир динозавров»,
«Север»,
«Дикие животные в тайге»
«Арктика»,
«Пресмыкающиеся»,
«Домашние животные»,
«Дерево Времена года
«Берегите природу»
«Огород»
• Чтение художественной литературы, заучивание наизусть
• Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Берегите лес», «В гости к лесным друзьям», «Дикие животные нашей Якутии», «Цветы нашего алааса».
Лепка «Зайцы зимой»;
• Опыты
- Очищение почвы; Загрязнение воздуха копотью, «Как растения воду пьют»
• Прослушивание музыки
• Экскурсия в лес.
• Оформление стенгазеты «Правила поведения на природе».
• Изготовление папки-передвижки «Природа в жизни Вашей семьи».
• Совместно с детьми проведение акции «Убери мусор» (уборка мусора рядом с детским садом.
• Организация выставки поделок из бросового материал «Из отходов в доходы»
• Выставка детских работ.
• Консультации «Как провести выходной день на природе», «Экологическое воспитание детей в семье».
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:
природоохранных акции на тему:
- «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)
- «Огород круглый год»
- «Цветник на подоконнике»
- «Сохрани подснежник»
- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)
- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево»
Выставок творческих работ на тему:
- «Сохраним подснежник»
- «Природа и творчество»
- «Туора-Кюель кэрэ сирдэрэ» (Фото - работы)
- «Таптыыр алааспыт» (Фото - работы)
- «Краски осени» (Фото - работы)
3. Заключительный этап
• Презентация проекта на заседании педагогического совета
• Итоговое развлечение «День Земли».
Наши дети участвовали на различных творческих конкурсах с экологическим направлением. Также в группе реализованы мини-проекты «Лук наш друг», «Из отходов в доходы», «Лекарственные растения нашего двора», «Брусника и ее свойства», «Огород на окне».Наша группа участвует в международном проекте “Посткроссинг” и ведет переписку с другими детскими садами по всем регионам России ;Калмыкия, Бурятия, Ханты-Манси, Тыва, Удмуртия, Карелия и многими городами России. Например друзья из г. Сочи прислали нам различный материал для уголка природы :шишки и плоды разных деревьев и кустарников это : фундук, желуди,каштаны, шишки амбрового дерева,кипариса, туи. лаврового куста, грецкого ореха,родендрона, гербарий с листьями,которые дети сами собрали и высушили. Весь материал нам очень пригодился. Наш Центр природы очень обогатился,дети увидели, узнали и получили совершенно новые знания. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей. При создании предметно-игровой среды в группе мы учитываем определенные требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытно-экспериментальной работой и т. д. Оформлены модули макеты «Времена года»,календарь природы,коллекции насекомых, семян, гербарии. Имеются игровые,экологические макеты разной тематики,папки: «Ягоды Якутии», «Рыбы», «Птицы», «Цветы», «Лекарственные растения Якутии», «Подснежник», «Река Лена», «Правила поведения в лесу» и др. Еще я в своей работе начала использовать совершенно новое, интересное,инновационное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В группе у меня имеется лэпбуки по теме: «Лето», «Дикие животные Якутии». Лэпбуки я использую как при индивидуальной работе, так и в групповой работе с детьми. В результате работы с лэпбуком дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения; становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Игровой занимательный материал в лэпбуке,является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Благодаря разнообразию и постоянству использования игрового занимательного материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, проявляется познавательный интерес к занятиям. Результаты наблюдений показали, лэпбук стал эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству и совместному развитию личности ребенка,что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности, значительно повысилась познавательная активность, любознательность, наблюдательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач.
Анализируя результаты работы я пришла к выводу, что формирование у детей экологической культуры, наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умение целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Условия, которые были созданы в группе : уголок природы, уголок проведения опытов, наблюдение, проекты, чтение художественной литературы, огород на окне, поделки из природного материала, способствовали тому, что у детей повысился интерес к природе. Знания детей природоведческого характера достигли того уровня, при котором они могут сравнить, обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Список использованной литературы:
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978
3. Самородова А. П, Л. В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте». Тамбов 2006г.
4. Меркулова Т. В. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г