Анна Симбирева
Проект «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребенка к школе, в частности.
Публикация «Проект „Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Мы выбрали – волонтерское движение, которое предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом – «Акция» с успехом применяется нашими волонтёрами. Тематика их самая разнообразна, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума.
Таким образом, волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности им помогать.
Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Волонтерство – это проявление инициативы в чистом виде, поэтому принцип добровольной безвозмездной помощи: сам захотел, и сам выбрал что делать. Волонтер – это тот, кто действует добровольно, т. е. по своей инициативе.
Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель: это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Создать ситуацию развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим;
- Расширять представления о волонтерском движении у воспитанников 5-6 лет;
- Дать практические навыки участия в волонтерском движении;
- Развивать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества;
- Формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- Формировать экологическую культуру волонтерского движения у детей старшего дошкольного возраста;
- Воспитать духовно-нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас действительности;
- Привлечь воспитанников для участия в добровольческих мероприятиях.
Вид проекта : долгосрочный.
Тип проекта : информационный, познавательный, творческий.
Участники проекта : дети 5 - 6 лет, воспитатель, родители
План реализации проекта
Сентябрь
«Волонтёрское движение в России»
№ Мероприятия Программное
содержание Сроки выполнения
1 Презентация
«Волонтёры России» Познакомить с волонтёрским движением России 1 неделя
2 Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры»
Познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы волонтерского движения. 2 неделя
3 Посвящение в юные волонтеры
Создание у дошкольников положительного эмоционального отклика на их приём в члены волонтёрского движения. 3 неделя
4 Подготовка к акции
«Ты не один» (день пожилого человека, педагоги, вышедшие на заслуженный отдых) Изготовление открыток своими руками педагогам - пенсионерам пожилого возраста 4 неделя
Октябрь
«Путешествие в мир добрых дел и поступков»
№ Мероприятия Программное
содержание Сроки выполнения
1 Проведение акция «Ты не один» Вручение поздравительных открыток пенсионерам пожилого возраста. 1 неделя
2
ООД «Команда добрых дел»
Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру, анализировать свои поступки и поступки своих друзей, активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться их результату. 2 неделя
3 Эколого – трудовая акция «Зелёная планета!»
Улучшить состояние территории детского сада (сбор мусора, листвы, сухих веток и т. д.) с участием детей волонтеров. 3 неделя
4 Выпуск экологической газеты «Зелёный вестник» Привлечение внимания окружающих к экологическим проблемам через волонтерское движение. 4 неделя
Ноябрь
«Поможем птицам в зимнюю стужу»
№ Мероприятия Программное
содержание Сроки
выполнения
1 Просмотр видео презентации «Зачем помогать птицам зимой» Воспитать у детей волонтеров интерес к птицам и желание им помочь в зимний период. 1 неделя
2
-
3 Подготовка к акции
«Столовая для птиц!» Изготовление кормушек (из природного и бросового материала) детьми волонтерами совместно с родителями, их размещение на территории детского сада. 2-3 неделя
4 Открытие акции
«Птичья столовая» Привлечь внимание детей соседних групп к заботе о птицах, подкормке их в зимний период. 4 неделя
Декабрь
«Новогодний марафон»
№ Мероприятия Программное содержание Сроки
выполнения
1 Творческая мастерская «Снежинка доброты»
изготовление подарков для малышей Помощь в украшении ёлочки малышам группы. 1 неделя
2 Ручной труд
«Игрушки на новогоднюю красавицу»
Изготовление и передача новогодних игрушек от детей волонтеров детям ясельного и младшего дошкольного возраста. 2 неделя
3 Акция «Защитим лесную красавицу» (памятки и буклеты)
Изготовление и вручение детьми волонтерами памяток и буклетов (в защиту новогодней ели) родителям и работникам детского сада 3 неделя
4 Флешмоб «Берегите елочку!»
Привлечь внимание детей, родителей, педагогов к проблеме охраны лесов, особенно в новогодние дни 4 неделя
Январь
«Помоги бездомным животным»
№ Мероприятия Программное
содержание Сроки выполнения
1 Просмотрвидео презентации «Собака - друг человека» Дать представление детям волонтерам в каких областях жизни человеку помогает собака 2 неделя
2 Подготовка к акции с участием родителей «Доброе сердце» Привлечь к проблеме бездомных животных детей волонтеров и взрослых (сбор корма) 3 неделя
3 Проведение акции
«Доброе сердце» Передача собранного корма детьми волонтерами для животных, которые находятся в приюте 4 неделя
Февраль
«Если не мы, то кто же?»
№ Мероприятие Программное содержание Сроки
выполнения
1 Просмотр видео презентации
«Зачем и как беречь книги» Вспомнить правила обращения с книгами
2 Мастерская
«Подари вторую жизнь книге» Организация мероприятий по ремонту книг в библиотеке группы 1 неделя
3 Подготовка к акции
«Подари книгу» Изготовление книжек-малышек руками волонтеров, в подарок для детей групп раннего возраста 2 неделя
4 Проведение акции
«Подари книгу» Вручение книжек-малышек детям младшего возраста 3 неделя
Март
«Мы посадим огород»
№ Мероприятия Программное
содержание Сроки выполнения
1 Просмотр презентации
«Что такое огород и что на нём растёт» Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде. 1 неделя
2 «Оформление огорода»
Сбор необходимого материала со всместно с детьми волонтерами для создания огорода. 2 неделя
3 Трудовой десант
«Посадка семян редиски, укропа»
Привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода с детьми волонтерами. 3 неделя
4 «Посадка лука, чеснока»
4 неделя
Апрель
«Волонтеры за безопасность дорожного движения»»
№ Мероприятия Программное
содержание Сроки
выполнения
1 Встреча с инспектором ГИБДД «Детская безопасность на дороге» Расширить представления
о правилах детской безопасности на дороге. 1 неделя
2 Репост «Безопасные дороги детям» Закрепить знания детей о правилах детской безопасности на дороге 2 неделя
3 Подготовка к акции
«Детская безопасность» Изготовление волонтёрами памяток, коллажей, листовок, плакатов. 3 неделя
3 Акция «Детская безопасность»
совместное проведение мероприятия с сотрудниками ГИБДД.
Вручение водителям памятных листовок, плакатов, буклетов о детской безопасности изготовленные детьми волонтерами. 4 неделя
Май
«Никто не забыт, ничто не забыто»
№ Мероприятия Программное
содержание Сроки
выполнения
1 Презентация «Георгиевская ленточка»
Формировать знания предназначения георгиевской ленты как символа воинской славы, доблести, верности и храбрости. Изготовление «Георгиевская ленточка» 1 неделя
2 Проведение акции
«Георгиевская ленточка» Привлечь внимание родительской общественности к акции «Георгиевская ленточка» 3 неделя
3 Весенняя акция «Добра» Посадка деревьев, кустарников и создание цветников на территории детского сада
4 Итоговое занятие
«Финиш Кладовых добрых дел» Обобщить и систематизировать знания детей волонтеров о пройденном материале. 4 неделя
Работа с родителями
Тема Месяц
Анкетирование «Волонтерская деятельность» Сентябрь
Консультация
«История возникновения волонтерского движения» Октябрь
Круглый стол для родителей
«Детское волонтерство» Ноябрь
Буклет «Волонтерское движение» Декабрь
Фотоотчет «Наши добрые дела» Январь
Памятка «Волонтер это здорово» Февраль
Консультация «Что можно рассказать ребенку о волонтерском движении? Март
Мастер-класс
«Мы вместе или взявшись за руки» Апрель
Итоговое собрание. Отчет. Май
Результаты реализации проекта
№ Ф. И.
воспитанника Знает что такое волонтёрское движение
России Знает кто такие волонтеры и чем занимаются Имеет представление как можно помочь птицам и животным Имеет представление как помочь младшим дошкольникам в естественной среде Владеет духовно нравственными качествами
н к н к н к н к н к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Список используемой литературы
1. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.
2. «Хрестоматия для старших дошкольников», под редакцией И. Логиновой, М. : Просвещение, 1990 г.
3. Егорова М. В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. - Волгоград: Учитель.
4. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
6. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р. С. Буре
7. Материалы с интернет- сайтов