Анастасия Пепеляева
Проект «Маленькие патриоты большой России»
▼ Скачать
Проект "Маленькие патриоты большой России"
Пояснительная записка
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Публикация «Проект „Маленькие патриоты большой России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Актуальность проекта. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (республика, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Чувство любви к Родине – это одно из сильнейших чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности, приобщить к ним, выработать привычку следовать им.
Тип проекта : долгосрочный педагогический, с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель группы «Колокольчик», педагог-психолог, учитель-логопед.
Срок реализации проекта : сентябрь 2022-декабрь 2022г.
Интеграция образовательных областей.
• Социально-коммуникативное развитие.
• Речевое развитие.
• Познавательное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Цель проекта : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего, личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
• формирование элементарных знаний о правах человека;
Развивающие:
• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитательные:
• Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, району, области;
• Воспитание уважения к труду;
Ожидаемый результат:
Наличие у детей: знаний о родном городе, республики, родной стране, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике города, республики, страны; стойкого интереса к прошлому и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма; привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации проекта дети будут :
• Знать свой домашний адрес, название родного города, республики.
• Знать краткие сведения об истории города.
• Знать символику России, республики Хакасии, г. Абазы.
• Знать и узнавать основные культурные объекты г. Абазы, р. Хакасия
• Знать стихи поэтов, рассказы и сказки хакасских и русских писателей
• Знать профессии своих родителей
• Иметь элементарные представления о родной природе, об охране природы.
• Осознавать себя полноправным членом общества.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своей области и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Условия реализации проекта
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
- Выбор темы и разработка педагогического проекта.
- Организация развивающей среды «Моя Россия», «Мой город», «Моя семья», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».
- Подготовка информационной копилки (консультации, анкеты) с целью обогащения опыта родителей по формированию патриотических чувств у детей
- Разработка картотеки игр, бесед, художественной литературы по теме проекта
- Разработка серии презентационных материалов по теме проекта
2 этап – основной
Работа с детьми:
- специально организованные НОД;
- экскурсии;
-беседы;
-игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);
- продуктивная деятельность;
- Наблюдение, прогулки
- Мультимедийные презентации
- чтения произведений художественной литературы, фольклора;
- прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- праздники;
Работа с родителями:
- Разработка методических рекомендаций для родителей по формированию патриотизма у дошкольников
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
3 этап – заключительный
- Подведение итогов работы с детьми
- Изготовление фотоальбома «Моя страна- Россия», «Мой родной город»
- Провести коррекцию затруднений в реализации прокта
Работа по проекту осуществляется по блокам:
Моя семья, мой дом
Моя малая Родина
Родная природа
Родная страна
Содержание проекта
Блок 1 «Моя семья, мой дом»
Содержание блока:
Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье (знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной, детском саде. У детей воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.
Реализация:
Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»
Выставка «Семейные традиции»
Общение «Любимый отдых членов семьи». Рисунок дома.
Дидактические игры «Давайте знакомиться», «День рождения», «Встреча гостей», «Подарок»
Праздники-развлечения: «Праздник мамы», «Этот праздник, Новый год»
Экскурсии по детскому саду: знакомство с трудом взрослых, ролевые игры «Кто работает в детском саду»; «Я – воспитатель».
Экскурсии по территории детского сада: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, зимний сад.
Составление рассказов по фотоальбому «Мой детский сад».
Демонстрационно-наглядный материал «Мой детский сад»; фото альбом детского сада; предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
Чтение произведений К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка»; чтение русских народных сказок; составление коротких рассказов из личного опыта.
Набор сюжетных картин; фото альбомов воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.
Иметь представление о людях, их взаимоотношениях.
Совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости.
Блок 2 «Моя малая Родина»
Содержание блока:
Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, трудовой деятельности людей и т. д. Также получают и систематизируют знания о родной республике.
Реализация:
Наблюдения и экскурсии на территории детского сада.
Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера).
Общение: «Район – как часть города», «Мой любимый город Абаза», «Моя Хакасия»
Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог»; «Улица, на которой мы живем».
Демонстрационно - наглядный материал серии «Мой город», «Моя республика»
Рассматривание альбома «Мой любимый город», «Моя республика»
Подвижные игры.
Чтение сказок хакасских и русских писателей
Рассматривание предметов быта в музее «Русская изба», посещение историко-краеведческого музея.
Развивающие игры: «Экскурсия», «Так бывает», «Найди отличия», «По дороге с облаками»
Демонстрационно-наглядный материал (Фото, презентации,картинки) «Моя Абаза», «Хакасия»
Ожидаемые результаты:
Знают в каком районе живут, название своего города, республики, историю города, традиции, достопримечательности.
Сформированы представления о ближайшем окружении, как частицы малой Родины
Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому.
Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.
Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром. формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.
Блок 3 «Родная природа»
Содержание блока:
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
Реализация:
Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников.
Разучивание стихотворений о природе, песенок, потешек; чтение русских народных сказок о животных: «Зимняя сказка», «Зимовье», «Лисичка-сестричка и серый волк»; рассказов Н. Носова «Лисята», Е. Чарушина «Что за зверь», считалки, загадки.
Наблюдение за небом, солнцем, ветром, снегопадом; целевые прогулки в яблоневый сад.
Опыты со снегом, с воздухом и водой, растениями.
Создание мини-музея в группе «От зернышка до хлебушка»
Демонстрационно-наглядный материал серии «Растительный и животный мир Хакасии»
Ожидаемые результаты:
Имеют знания и представления о природе родного края.
Умеют наблюдать за природой, экспериментировать.
Развита познавательная активность в процессе исследовательской деятельности.
Гуманно, бережно относится ко всему живому.
Воспитано чувство любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.
Блок 4 «Родная страна»
Содержание блока:
На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в младшей группе знакомятся с государственными символами Росси : герб, флаг, гимн. Дети знакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы нравственно – патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Реализация:
Рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага.
Прослушивание гимна.
Дидактическая игра «Узнай свой герб», «Кто, где живет?», «Узнай наш флаг»
Слушание песен о Родине.
Беседа о государстве — «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу», «Города России»
Чтение стихов М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
Выставка детских работ: «Флаг России», «Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка».
Ожидаемые результаты:
Имеют представления о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная многонациональная страна.
Знают, что Москва – главный город, столица нашей Родины.
Знают флаг, герб России, мелодию гимна.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Н. В. Алёшина, Патриотическое воспитание дошкольников Н. В. Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156с.
2. Л. А. Кондрыкинская, Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
3. Н. Малюшова Здравствуй, музей Н. Малюшова Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
4. М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
5. М. Трунова Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников Т. Чумалова Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
7. О. Л. Князева, Д. М. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры Санкт- Петербург, 1997 год.