Ишимова Марина Ивановна
Проект «Маленькие патриоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Маленький патриот»
Выполнила:
Воспитатель первой квалификационной категории
Ишимова Марина Ивановна
2019г.
Пояснительная записка
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Публикация «Проект „Маленькие патриоты“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, село) и далеком окружении (область, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Чувство любви к Родине – это одно из сильнейших чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности, приобщить к ним, выработать привычку следовать им.
Цели проекта.
Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к селу, родной области, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей села области.
Задачи проекта.
1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родной областью.
2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родной области, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости области.
4. Воспитать уважение к традициям и обычаям нашей области.
5. Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей: знаний об истории села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике города, области; стойкого интереса к прошлому и будущему родной области, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма; привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
• Знать свой домашний адрес, название села, района, области.
• Знать краткие сведения об истории села и области.
• Знать символику города Смоленска и Смоленской области.
• Знать и узнавать основные культурные объекты села и области.
• Знать стихи поэтов, работы художников Смоленской области.
• Знать профессии своих родителей
• Иметь элементарные представления об охране природы.
• Осознавать себя полноправным членом общества.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своей области и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Участники реализации проекта
Дети.
Педагоги.
Родители.
Социум
Условия реализации проекта
Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Для реализации проекта использовались следующие методы:
Наглядный
Словесный
Практический
Наглядный метод:
наблюдение;
просмотр сказок;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий к храму иконы Казанской Божьей Матери, митинги, целевые прогулки.
Словесный метод:
чтение литературы;
разучивание стихотворений;
беседа с элементами диалога;
загадывания загадок;
рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор ситуаций;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод:
организовывать продуктивную деятельность;
проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников.
Работа построена в 3 этапа:
Организационный этап
Определяю проблему, тему и цель проекта.
Намечаю задачи для решения поставленной цели.
Совместно с педагогами ДОУ обсуждаем цель и задачи предстоящей работы. Разрабатываю план совместной деятельности, уточняю особенности проведения непосредственно образовательной деятельности.
Вместе с родителями находим нужный исторический и демонстрационный материал.
Вместе с родителями подбираем материалы, необходимые для бесед с детьми.
Готовлю материал для продуктивной деятельности с детьми.
Практический этап
Задачи:
1.
Разработка проекта и составление плана мероприятий.
План мероприятий проектной деятельности :
5 Встреча с военнослужащим 21.02.2019
6 «Село мое родное» Целевая прогулка по улицам села 22.03.2019 +
7 Экскурсия к храму иконы Казанской Божьей Матери 29.03.2019 +
8 Участие в акции «Наследники непридуманной истории» 26.04.2019-27.04.2019
9 Участие в акции «Георгиевская ленточка» 04.05.2019-07.05.2019
10 Митинг на Братской могиле 08.05.2019
Заключительный этап
Подведение итогов социального партнерства.
Задачи этапа:
1. Проведение анализа, мониторинга проделанной работы.
2. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества.
3. Защита проекта на итоговом педсовете.
Вывод.
К концу реализации программы дети хорошо усвоили:
• Свой домашний адрес, название села, района, области.
• У детей сложились первоначальные представления о семье, дети научились называть членов семьи по именам.
• У детей сложились элементарные представления о родном поселке. Дети запомнили название поселка. Стали узнавать главные достопримечательности на фото.
• Знают краткие сведения об истории села и области.
• Знают символику города Смоленска и Смоленской области.
• Знают основные культурные объекты села и области.
• Знают стихи поэтов, работы художников Смоленской области.
• Знают профессии своих родителей
• Имеют элементарные представления об охране природы.
• Осознают себя полноправным членом общества.
Заключение
Мы будем продолжать работу над проектом. Она интересна и увлекательна.
Литература:
1. Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник
2. Смоленск. Краткая энциклопедия- под ред. Будаева Д. И. и др.
3. Ластовский Г. А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца 18 века.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М, : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -64 с.
5. Смоляне - сост. Алфимов Е. и Мишин А.
6. Детская энциклопедия. 1001 ответ на вопросы обо всем на свете/ Ростов н/ Д: Владис, 2014. – 304 с.
7. Сказки Смоленского края - сост. Мишин А.
8. Как научить детей любить Родину - сост. Антонов Ю. Е., Левина Л. В. и др.
9. Миронова Т. В. Образование дошкольников при проведении режимных процессов: практическое пособие с использованием детского фольклора. – Волгоград: Учитель. – 42 с.
10. Ражнёв Г. В. Счего начинается Родина?
11. Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
12. Позвательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет. Практико-значимый проект «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь!» авт. -сост. Т. А. Похващева и др. – Волгогрд: Учитель, 2016. – 41с.
13. Мельников М. Н. Русский детский фольклор
14. Ковалёва Г. А. Воспитание маленького гражданина…
15. Баевский В. С. Поэты земли Смоленской
16. Головкина А. В. Край мой Смоленский
17. Красная книга Смоленской области
18. Махалёва Н. Е, Расскажу о своём городе
19. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 80 с.
20. Лубячов М. Д. Смоленск
21. Фалькович Г. А., Барылкина Л. П. Край мой Смоленский
22. Митрофанов А. Г, Городские прогулки. Смоленск. –М. Ключ-С, 2009