Наталья Левкина
Проект «Маленькие исследователи» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Нарышкинский детский сад «СОЛНЫШКО»
ПРОЕКТ
Составила воспитатель
1 квалификационной категории
Левкина Н. В.
2017год.
Тип проекта.
Проект познавательно-игровой, срок октябрь 2017г. -май 2018г.
Участники проекта.
Дети второй группы раннего возраста, родители, педагоги.
Практическая значимость проекта.
Публикация «Проект „Маленькие исследователи“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие познавательной активности детей младшего возраста посредством экспериментальной деятельности. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.
Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере познавательного развития детей.
Актуальность:
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается в том, что развитие опытно-экспериментальной деятельности должна осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Цель:
Формирование способов познания у детей раннего возраста через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении;
2. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления;
3. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира;
Формы и методы реализации проекта:
Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Формы:
-совместная предметная деятельность воспитателя и детей;
-игровые занятия, дидактические игры,наблюдение, рассматривание, опыты, эксперименты;
-выполнение самостоятельных предметных действий.
Предполагаемый результат.
Сформируется у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
Обогатится предметно – развивающаяся среда в группе;
У детей расширятся и углубятся знания о свойствах песка, земли, камней, снега и воды.
Дети будут наблюдать за опытами, а затем самостоятельно проводить их.
Дети научатся рассуждать и составлять описательные рассказы.
Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.
Родители расширют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный.
• определение актуальности, цели и задач;
• подбор опытов по данному возрасту;
• планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности;
• организация предметно-развивающей среды:
подбор оборудования для проведения опытов,
оформление картотеки опытов;
• мониторинг с детьми по познавательному развитию.
• подбор методической литературы:
Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ;
Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
Журнал «Ребенок в д/с» статьи: «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян;
Опыт коллег на интернет- сайтах.
2 этап - основной.
Работа с детьми Работа с родителями
Октябрь 1.«Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент
2. «Сыпучий песок»
3.«Теплый – холодный»
4.«Открываем, закрываем». Опыт Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
Ноябрь 1.«Свойства мокрого песка»
2.«Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент
3.«Игры с губкой». Эксперимент
4.«Снег. Какой он?». Рассматривание
Помощь в организации мини-лаборатории в группе
Декабрь 1.«Найди по звуку». Эксперимент
2.«Переливалочки»
3.«Бумага». Эксперимент
4. «Пейте куклы вкусный сок» Фотовыставка детской экспериментаторской деятельности.
Январь 1.«Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент
2.«Снеговик в гостях у детей»
3. «Тает льдинка» Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».
Февраль 1.«Поймай льдинку»
2.«Что в пакете?». Эксперимент
3. «Считалочка-купалочка»
4.«Помоем камешки»
Март 1.«Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт
2.«Плавают или тонут?»
3.«Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание
4. «Как вода гулять отправилась»
Апрель 1.«Рыбалка сачком»
2.«Ветер по морю гуляет». Опыт
3. «Мыльные пузырьки»
4. «Сказка о камешке».
Папка-передвижка: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментиро-
вание»
Май 1.«Печем куличики»
2.«Буль Буль водичка»
3.«Воздух под водой». Эксперимент Показ презентации «Маленькие исследователи»
3 этап-заключительный.
На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.
o Показ открытого занятия «В гости уточка пришла»